Новости исторического факультета
20 января 2022 года зам. заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., доцент М.А. Лопухова выступила в Музее архитектуры имени А.В. Щусева с лекцией "Венеция. Каналы, площади, дворцы", состоявшейся в рамках образовательной программы выставки "Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта".
Марина Александровна подробно осветила проблематику, которую обычно лишь вскользь удается затронуть при традиционном школьном изложении истории средневековой и ренессансной венецианской архитектуры как истории типов и стилей. В фокусе внимания оказались особенности венецианской географии и топографии, влиявшие не только на строительную практику, но и на перемещения по городу и знакомство с его архитектурой, прежде всего – на ее восприятие с воды, а также то, как водные артерии и пространства и архитектурные ансамбли города участвовали в праздничном и политическом церемониале Венеции.
Опираясь на письменные источники, живописные свидетельства, рисунки М.А. Лопухова рассказала о значении моря в венецианской государственной мифологии и аллегорическом языке старинных празднеств, о церемониях и театрализованных представлениях, проходивших на воде. Много места было отдано разговору о гавани Святого Марка, которая была их главным центром, и тому, как формировался репрезентативный ансамбль площади Сан Марко, пьяццетты и прилегающих к гавани островов. Частью этого официального парадного фасада – и героями лекции – стали разновременные и знаковые венецианские постройки: Палаццо Дожей, Библиотека Сан Марко и Дзекка, возведенные Якопо Сансовино, церкви Сан Джорджо Маджоре и Иль Реденторе, построенные Андреа Палладио, и Санта Мария Салуте, спроектированная Бальдассаре Лонгеной.
Вторая часть лекции была посвящена венецианской дворцовой архитектуре, которая определяет облик города в глазах путешественника, перемещающегося в лодке. Лектор кратко обрисовала особенности венецианской строительной практики, традиционную планировку и стилистическое развитие венецианского дворца в XII-XVI веках, уделив большее внимание вариантам его фасадной композиции и различным визуальным эффектам, которыми фасад, возвышающийся над водой или возникающий в перспективе узкого канала, обладает в глазах зрителя.
В рамках образовательной программы состоялись лекции отечественных и итальянских специалистов, посвященные истории венецианской архитектуры, ее отражению в гравюре и живописи, особенностям венецианской ведуты и частным художественным собраниям города.