Новости исторического факультета
15-17 октября 2018 года сотрудники исторического факультета МГУ приняли участие в международной конференции "Russland und Europa: Historische Wege der Interaktion" [Россия и Европа: исторические пути взаимодействия], организованной Фондом Конрада Аденауэра (ФРГ) в Берлине, и выступили с докладами.
К.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий А.В.Гусев в докладе "Лев Троцкий – теоретик европейской интеграции" рассмотрел разработку Троцким идеи создания Соединенных Штатов Европы в 1914-1940 гг. Необходимость создания СШЕ Л.Д.Троцкий связывал в первую очередь с нарастанием противоречий между объективными потребностями развития экономики в общеевропейском масштабе и разделением континента государственными и таможенными границами. Снятие этого противоречия, породившего две мировые войны, а также решение проблем самоопределения европейских народов и преодоления межнациональных конфликтов, Троцкий видел в образовании европейской демократической федерации посредством международной пролетарской революции. Выступающий проанализировал полемику Л.Д.Троцкого с В.И.Лениным по вопросу о лозунге СШЕ и показал связь между интеграционистскими воззрениями Троцкого и его критикой сталинской доктрины построения социализма в одной, отдельно взятой стране. А.В.Гусев отметил, что хотя троцкистский проект общеевропейской революции не реализовался, процесс сближения стран Европы после Второй мировой войны, приведший к образованию Европейского Союза, по-своему подтвердил тезис о решающем значении экономических императивов межгосударственной интеграции и обреченности попыток автаркического развития.
Доклад к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории А.В.Лазаревой "Образ Германии и Европы в русских источниках допетровской эпохи" был посвящен анализу космографий из фондов НИОР РГБ и их влиянию на формирование русского внешнеполитического курса XVII в. В XVII в. количество космографий в России заметно увеличивается. Это было связано с воцарением новой династии и стремлением активизации контактов с Западом для обеспечения России безопасного мирного "тихого" существования, свидетельствовавшего о легитимности новой династии.
К.и.н., доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века Д.А.Цыганков в своем докладе "Русское западничество в академических кругах: московские историки" рассказал о традициях преподавания на кафедре всеобщей истории Московского университета, у истоков которой стоял Т.Н.Грановский. И противники, и сторонники Грановского отмечали, что он сумел превратить подготовленные им курсы в нечто законченное. Ученый удачно предложил свое понимание идеи "всеобщей истории" и призвал коллег к формированию теоретических знаний о собственной науке. Благодаря деятельности наследников Грановского сообщество московских историков все более институализировалось. В идеале его представители стремились соподчинить все занятия на факультете (лекции и семинары), а также активно развивали личные контакты между учителем и учеником. В результате возникала особая, не совсем устойчивая, профессиональная общность, целью которой было производство и распространения нового знания об истории, построенного на архивных источниках. При этом это новое знание об истории должно было давать обнадеживающие примеры для формирования активной жизненной позиции граждан, экспертные оценки различных процессов в государстве и обществе, способствовать дискуссиям об истории как университетской дисциплине. Определенное внимание при этом уделялось европейским идеям о миссии университета.
Доклад д.и.н., профессора кафедры истории России XIX века – начала XX века А.Ю.Андреева "«Европейский проект» Александра I: Россия во главе политики мира и безопасности в Европе после Венского конгресса" был посвящен идее установления "вечного мира" и системы общей европейской безопасности после наполеоновских войн. Инициатором этой системы выступил российский император Александр I, а ее идейным обоснованием - доктрина Священного союза, который должен был объединить всех монархов и все народы Европы в "братской любви" и общем почитании христианской веры. Но, к сожалению, прекраснодушные идеи Александра I разбились о внешнеполитическую практику того времени, не принявшую его декларации, и в итоге восторжествовал Меттерних, который смог поставить Священный союз на службу политической реакции.
К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Т.Ю.Тимофеева представила доклад "Культура как трофей Второй мировой войны: судьба европейских культурных ценностей на территории советской зоны оккупации (по материалам российских архивов)", в котором отметила, что проходивший параллельно с продвижением советских войск вглубь Германии процесс поиска и спасения эвакуированных и спрятанных нацистами культурных ценностей был нацелен одновременно на выявление вывезенных из Советского Союза сокровищ искусства и на поиски шедевров европейского искусства с целью, в том числе, компенсации культурных потерь СССР в период Великой Отечественной войны. Этот поиск осуществлялся специалистами-искусствоведами и музейными сотрудниками, командированными Особым комитетом ГКО СССР по Германии, вместе с так называемыми "трофейными бригадами" Советской Армии, а после окончания войны Трофейным управлением СВАГ. Однако планы в рамках компенсаторной реституции были сформулированы ранее, еще в 1943 году. После образования ГДР советская сторона передала в восточную Германию большую часть вывезенных в 1945-46 гг. культурных ценностей германского происхождения. Так, в середине и второй половине 50-х годов по решению партийно-государственного руководства СССР в ГДР было передано 1 922 039 экспонатов из немецких музеев и учреждений культуры, ранее вывезенных в СССР.
В докладе к.и.н., с.н.с. кафедры новой и новейшей истории Т.А.Некрасовой "Стереотипы оккупанта после Второй Мировой войны и основы размежевания между Востоком и Западом" речь шла о том, как формировались образы четырех оккупантов Германии в 1945 году. Оккупационные державы воспринимались немцами в 1945 г. однозначно как чужие – до капитуляции Германии 8 мая они были ее врагами в мировой войне. С другой стороны, внешние ориентиры, наделенные авторитетом, были Германии необходимы. Докладчиком было показано становление новых государственных ориентиров на протяжении оккупационного периода 1945-1949 гг.
В ходе конференции историки, политологи, философы из России и Германии обсудили комплекс вопросов, связанных с определением европейской идентичности, ее соотношением с идентичностью российской, осмыслением места России в Европе в прошлом и настоящем. В докладах и во время панельных дискуссиях нашло отражение развитие политических и культурных связей между Россией и странами Европы, их взаимовлияние и особенности взаимного восприятия на разных исторических этапах, был показан российский вклад в европейскую общественную мысль и политический процесс, рассмотрены современные тенденции в российско-европейских отношениях.