Новости исторического факультета



24-26 апреля 2025 года представители кафедры древних языков исторического факультета МГУ приняли участие в работе XIV Международной научно-методической конференции по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла, организованной кафедрой зарубежной литературы Института филологии и Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.
К.ф.н., доцент Е.В. Приходько выступила на пленарном заседании с докладом "Как возникал оракул: традиционные представления и малоазийское нововведение". Греческое возрождение II века сопровождалось ростом интереса к вопрошению оракулов. Но в Малой Азии крупные прорицалища находились преимущественно на землях, заселенных греками еще с архаического времени. В Писидии, Памфилии и Кибиратиде своих прорицалищ не было. Согласно традиционным верованиям, святилище становилось прорицалищем, если в нем незримо обитал оракул, или вещий дух места. Это было существо, занимавшее, подобно даймонам и керам, промежуточное положение между миром людей и миром богов и помогавшее установить контакт между жрецом прорицалища и божеством.

Елена Владимировна подчеркнула, что оракул мог возникнуть двумя способами: либо его рождала Гея-Земля, либо он появлялся на том месте, где произошло чудо с поглощением кого-то землей. Чтобы создать свои местные прорицалища, писидийцы разработали новое представление о возникновении оракула. Вещий дух возникал возле надписей с собраниями прорицаний – так называемыми оракулами по пяти/семи астрагалам и алфавитными оракулами.
В секции "Дисциплины античного цикла в профессиональной подготовке студентов-гуманитариев и медиков" свой доклад "Преподавание латинского языка на 1 курсе исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова" представила ст. преподаватель С.А. Хандажинская. Кафедра древних языков исторического факультета МГУ, образованная в 1937 году, представляет собой уникальное явление для нефилологических факультетов. Будучи не выпускающим структурным подразделением, обеспечивает преподавание древних языков на всех курсах направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. София Анатольевна рассказала о собственном опыте преподавания латинского языка студентам-первокурсникам, историкам и искусствоведам, и тех сложностях, которые возникают у учащихся при освоении этой дисциплины. Особый у слушателей вызвал опыт преподавания у иностранных учащихся.