Начальные церковные школы в России и их взаимоотношения с государственной властью в конце XIX – начале ХХ века.

Житенев Т. Е.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

История церковных школ в России берет свое начало с крещения Руси князем Владимиром. С этого времени на протяжении многих веков истории они играли важную роль в просвещении населения. За это время внутренняя политика государства, а так же взаимоотношения между государством и Церковью в России нередко претерпевали изменения, что накладывало особый отпечаток на жизнь начальных церковных школ. С особой ясностью это прослеживается в период с конца XIX по начало ХХ века.

В 60-е годы в связи с освобождением крестьян с особой остротой встает вопрос о просвещении населения, о распространении грамотности. Как к одному из вариантов в июне 1861 года император Александр II обращается к начальным церковным школам. Духовенство, почувствовав внимание со стороны власти к своей деятельности по созданию начальных школ, начинает проявлять большую активность, что приводит к значительным результатам: если в 1860 году численность начальных церковных школ составляла 7907, то через два года их количество возросло до 21328. Правда, школы эти были очень небольшими, со средним числом учащихся 20 человек, но для страны, где не было никакой сколько-нибудь крупной системы начальных школ, это было очень много. Духовенство рассчитывало на поддержку со стороны правительства. Но значительная часть чиновников, в том числе обер-прокурор Св. Синода Д. А. Толстой, выступают против передачи начального образования в руки духовенства. В итоге в 1864 году издается устав начальных школ, где инициатива в их создании переходила в руки городских властей и земств; церковные школы теряли надежду на поддержку со стороны государства. В результате количество этих школ начинает постепенно сокращаться и к 1880 году их остается около 4 тысяч.

Вновь вопрос о церковных школах был поднят на заседании Комитета министров 8 марта 1881 года обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым. По его мнению, при воспитании подрастающего поколения нужно отдать предпочтение духовенству, как силе в основном консервативной. Воспитание детей в духе веры и верности трону могло бы избежать грядущих политических потрясений в России. Чтобы увеличить влияние духовенства на народное образование, он высказался за создание комиссии, которая бы разработала законодательную базу для церковных школ. Главными деятелями комиссии стали близкие Победоносцеву люди: Т.И. Филиппов и С.А. Рачинский. Перед утверждением законопроект был исправлен самим обер-прокурором и подан на рассмотрение императору. 13 июня 1884 года Александр III подписал “Правила о церковноприходских школах”.

После издания “Правил” начинается быстрый рост церковных школ: за последующие десять лет царствования численность школ возрастает с 4.213 (98 тыс. учеников) до 29.259 (909 тыс. учеников). Основными типами церковных школ в этот период становятся одноклассные церковноприходские с трехлетним курсом обучения и школы грамоты. Нужно отметить, что рост школ в этот период происходит почти исключительно за счет местных средств, поступления от казны были незначительны.

Ситуация меняется с приходом к власти нового императора. Николай II в одном из выступлений отметил, что на вопрос о церковноприходских школах, “столь близких моему родителю,… я смотрю, как на его завещание”[1] Кроме того, дальнейший рост церковных школ был невозможен без крупных денежных поступлений из казны. Поэтому, начиная с 1894 года на развитие церковных школ государство отпускает значительные средства, что ведет как к количественному, так и качественному росту этого типа учебных заведений.

После революции 1905-1907 года в России изменяется политическое устройство, что косвенно отражается на жизни церковных школ. Для Третьей Государственной Думы вопрос о народном образовании становится одним из самых важных. Обсуждение деятельности церковноприходских школ в 1908 году приняло форму жарких дебатов. Все партии и фракции высказали свою позицию. Правые партии выступили с защитой этого типа школ. Октябристы высказались за поддержку церковных школ, но с тем, чтобы в дальнейшем упразднить их самостоятельность, подчинив Министерству народного просвещения. Партия кадетов резко отрицательно отнеслась к деятельности церковных школ так как она, по словам одного депутата “была вызвана к жизни для борьбы с земской школой, для борьбы с просвещением страны” [2], кроме того требовалось немедленно упразднить их самостоятельность. Представители леворадикальных партий так же высказали свою точку зрения вполне определенно: “Мы социал-демократы, являемся противниками конфессиональной школы и противниками потому, что эти конфессиональные школы затемняют народное сознание; они тормозят ту борьбу в деревне против эксплуататорских классов, какая для нас желательна”.[3]

В этот год, благодаря поддержке октябристов церковные школы получили денежные ассигнования из казны, на которые рассчитывали. Но в дальнейшем государству было все сложнее защищать эти учебные заведения от нападок со стороны либеральной общественности.

Февральская революция и свержение монархии не могло не отразиться на жизни церковных школ. Партии, пришедшие к власти, выразили свое отрицательное отношение к этому типу школ. Определением Временного Правительства от 20 июня 1917 года все церковноприходские школы, получающие пособие от казны передавались в ведение Министерства народного просвещения и тем самым утрачивали свою самостоятельность. На поместном Соборе Русской Православной Церкви были выдвинуты требования о возвращении школ, а также провозглашены новые принципы их устройства, в основе которых лежала жизнь прихода. Это могло бы стать новым этапом в развитии церковных школ, но Октябрьская революция январским декретом 1918 года “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” прервала активную деятельность церкви в области начального образования на долгие годы.

Таким образом, мы видим, что на рубеже веков жизнь церковных школ очень тесно была связана с направлением государственной политики. Изменения во власти отражались на их деятельности, как в благоприятную, так и в негативную сторону. Сделать церковноприходскую школу более независимой от власти мог бы деятельный церковный приход, но его существование в этот период находилось под большим вопросом.

[1] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. С.142.

[2] Вопрос о церковной школе в Государственной Думе. Сессия II 1908 года. Заседания 3, 12 и 19 ноября. Стенографический отчет. Спб., 1908. С. 4.

[3] Там же. С. 27.