Теневые стороны повседневной жизни советских городов в 1920-е годы

(на примере Пензенской губернии).

Панин С.Е.

Пензенский Государственный Педагогический Университет.

В течение длительного времени, в отечественной историографии, многие аспекты повседневной жизни советских городов не изучались или изучались достаточно упрощенно. Традиционно не затрагивались теневые стороны жизни, которые не соответствовали властным суждениям о “новом советском человеке”. С конца 1980-х г. г. эта тема находит своих исследователей и достаточно динамично изучается в современных условиях [1]. Однако картина теневой жизни советских городов в 1920-е г.г. нуждается в существенном уточнении и дальнейшем изучении. Один из интересных сюжетов данной темы - потребление спиртных напитков в советских городах.

Новая власть поначалу не собиралась заниматься продажей алкоголя. Пьянство объявлялось пережитком капитализма, социальной болезнью, развивающейся на почве социальной несправедливости. 19 декабря 1919 г. был принят декрет СНК РСФСР “О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ”. Декрет не запрещал потребление спиртных напитков вообще и всех, а воспрещал продажу спирта для “питьевого потребления”, для виноградного вина допускалась крепость не выше 12 градусов.

По целому ряду причин вино крепостью 12 градусов не устраивало горожан, а потребность в крепких спиртных напитках сохранялась. Удовлетворение этой потребности шло за счет употребления денатуратов, одеколона, а также медицинского вина, незаконно получаемого из аптек городов Пензенской губернии. Но наиболее распространено было потребление самогона, производимого, как в деревнях, так и в самих городах. Только в 1922 г. в г. Пензе было раскрыто 280 точек по производству самогона [2].

Введение НЭПа привело к изменению во многих сферах жизни советского общества, в том числе и в потреблении алкоголя. Был взят курс на повышение крепости спиртных напитков и расширения их номенклатуры. Декрет СНК от 9 августа 1921 г. разрешил продажу вина крепостью 14 градусов, а от 30 января 1923 г. наливок и настоек не выше 20 градусов и т.д. Однако объемы продаж этих напитков были незначительными. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, высокая цена этих изделий. К примеру, в январе 1924 г. одна бутылка вина стоила в г. Пензе от 1 руб. 24 коп. до 5 руб., а бутылка водочных изделий (настойки или наливки) - в среднем 2 руб. Во вторых, невысокая крепость напитков, не соответствующая ментальным установкам жителей городов [3].

Вследствие этого, возрастающие потребности в спиртном горожане удовлетворяли за счет самогона. Он был доступен широким слоям городского населения вследствие низкой себестоимости и продажной цены. Так, на начало 1924 г. себестоимость 1/4 ведра самогона в городах Пензенской губернии составляла 70 коп., а продажная цена - 1 руб. 50 коп. О распространении этого напитка говорит тот факт, что с 1 января по 1 февраля 1924 г. в г. Пензе было обнаружено 11 очагов самогоноварения, зарегистрировано 77 человек, изъято 17 аппаратов и 35 ведер самогона, возбуждено 70 уголовных дел [4]. Не прекратилась и поставка самогона из близлежащих деревень. Лишь после выпуска в продажу, в первых числах декабря 1924 г., водочных изделий 30 градусной крепости удалось частично сбить волну самогоноварения в советских городах.

Приход к власти И.В. Сталина и последовавшие за этим перемены в политике советского государства привели к изменениям в решении алкогольного вопроса. Декрет СНК СССР от 28 августа 1925 г. формально разрешал торговлю сорокаградусной водкой, а 5 октября была введена винная монополия. Продажа водки признавалась дополнительным внутренним источником для форсированной индустриализации.

Водка была запущена в продажу в октябре по цене 1 руб. за 0,5 л., что привело к огромным объемам продаж в советских городах, где имелась налаженная сеть реализации и неудовлетворенная потребность в сорокаградусной. В Пензенской губернии в октябре-ноябре 1925 г. было продано 40 тыс. ведер водки, подавляющее большинство в г. Пензе [5]. Увидев какой спрос на водку, государство начало “играть” с ценой этого продукта для получения максимальной прибыли. Это привело к значительным перепадам в объемах ее продажи. 95% всех официально выпускаемых спиртных напитков составляла водка [6].

Единственный напиток, который составлял конкуренцию водке, был самогон. С появлением горькой производство самогона в г. Пензе прекратилось. Но очагов продажи оставалось много (завоз из деревень). Так, в 1926 г. милицией было зарегистрировано 200 случаев продажи самогона. С повышением цены на водку произошел рост потребления самогона в 2 раза [7].

Продажа водки осуществлялась не только в официально открытых заведениях. Во второй половине 20-х г. г. вновь появляется шинкарство. Это явление получило столь широкое распространение, что было признано в 1927 г. в Пензенской губернии преступлением требующим особой борьбы. Но это мало помогло. К примеру, лишь за январь 1928 г. на ф-ке “Маяк революции” было раскрыто 5 шинков [8]. Чрезвычайно развелась фальсификация водки.

Основными потребителями крепких спиртных напитков в советских городах являлись рабочие. Это произошло вследствие ряда причин: тяжелых условий труда и быта, “наследственного” алкоголизма, либеральной политики властных органов к пьянству рабочих и т.д. К примеру, штраф в г. Пензе за появление в пьяном виде для рабочих доходил до 5 руб., а для нэпманов - до 300 руб. Да и сама партия не устояла перед спиртным. Пензенский губком РКП(б) вынужден был признать, что “... пьянство в нашей организации развилось чрезвычайно” [9].

Все это привело к тому, что государство изменило свою политику в алкогольном вопросе. Постановления СНК 1927 и 1929 г.г. были направлены на борьбу с алкоголизацией населения, в первую очередь - рабочих. Однако координально ситуацию они изменить не смогли. Рабочие продолжали пить, так как сохранились социальные, культурные и экономические факторы, определяющие потребность в спиртных напитках.