О рукописи Е.А.Черноусова "Партии ипподрома в Константинополе"

А. Н. Домановский

Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина

В фонде Центральной научной библиотеки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина хранится труд известного русского византиниста Евгения Александровича Черноусова (1869-?) "Партии ипподрома в Константинополе" [1]. Представлен он в виде 85 листов (с обеих сторон листа, то есть 170 страниц) рукописного, со старинной орфографией, текста, переплетенных в твердой картонной обложке. Нумерация начинается со второго листа и нумеруется каждая страница, то есть пронумерованных страниц - 168. На первой, не пронумерованной странице, помещено название рукописи и, чуть ниже, фамилия автора труда. Под ней карандашом в квадратных скобках - пометка библиотекаря: "1895 г." Эта дата, очевидно, перенесена с последней страницы рукописи, где вновь помещена фамилия автора и указаны время и место написания работы - Нежин, 27 апреля 1895 года [1, с.168]. Указанные время и место позволяют утверждать, что рассматриваемое сочинение было написано Е. А. Черноусовым еще во время его учебы в Нежинском историко-филологическом институте, и лишь позже попало в библиотеку Харьковского университета.

Как видно уже из названия, труд Е. А. Черноусова посвящен одной из традиционно поднимаемых проблем истории Византии - константинопольским партиям цирка. Работа построена по классической схеме:

    1. Актуальность проблемы [1, с.1-2].
    2. Обзор источников [1, с.2-7]. Историк знаком почти со всеми источниками, в какой-то мере затрагивающими интересующий его вопрос. Это произведения Прокопия Кесарийского, Иоанна Малалы, Феофана и Кедрина, а также Пасхальная хроника и труд Константина VII Багрянородного "О церемониях византийского двора". Источники активно используются затем на всем протяжении повествования, часто цитируются языком оригинала, что позволяет читателю не утруждая себя следить за правильностью интерпретации историком его источников.
    3. Обзор историографии [1, с.7-31].Е. А. Черноусов знаком со всеми вышедшими к 1895 году исследованиями о партиях ипподрома в Византии - трудами А. Рамбо, Э. Гиббона, Л. Фридлендера, В. К. Надлера, Д. Ф. Беляева, а также изданной в 1894 году статьей Ф. И. Успенского [2]. Работы всех перечисленных ученых, за исключением, пожалуй, статьи Ф. И. Успенского, справедливо подвергаются критике за исключительно одностороннюю трактовку партий ипподрома как "безумства" византийского плебса, "помешанного" на спортивных играх. Тем не менее, многие выводы перечисленных ученых широко используются в тексте сочинения Е. А. Черноусова.
    4. Вслед за рассмотрением историографии, Евгений Александрович анализирует генезис партий ипподрома в Константинополе, справедливо считая, что во Второй Рим они пришли из Рима Первого [1, с.32-58].
    5. Со страницы 58 начинается уже собственно рассмотрение истории партий цирка в Византии, причем историк в общих чертах следует цели, сформулированной им ранее - ответить на вопросы "о времени их (партий - А. Д.) образования, развития, о причинах их силы и упадка"[1, с.5]. Рассматривается роль партий как органа народного представительства, прежде всего во время восстаний, их структура, военные функции, религиозная направленность. Особое внимание уделено политике византийского правительства, направленной на подчинение и подавление партий ипподрома. Отдельно следует упомянуть о подробном анализе природы ливеллярия - своеобразного адреса с пожеланиями-просьбами, подававшегося императору главами партий во время торжественных церемоний во дворце [1, с.59-64].

Пожалуй, с предельно возможной степенью концентрации мнение Е. А. Черноусова относительно природы и характера константинопольских партий ипподрома выражено в следующих взаимосвязанных утверждениях: "можно заключить, что цирк для народа был чем-то большим, чем только средством повеселиться. Он помогал народу, собравшись вместе и пользуясь этим, открыто заявлять о своих желаниях правительству"[1, с.57-58]; "партии, будучи de iure только партиями ипподрома, (были - А. Д.) гораздо обширнее de facto, то есть партиями народа, потому что каждой из них отвечали интересы большего или меньшего числа граждан"[1, c.68]. Эти же мысли ученый формулирует в более поздней своей работе так: "Партии цирка … отличались друг от друга не только цветами одежды, но и религиозными и политическими симпатиями и антипатиями, и правительству приходилось считаться с этой необычной формой народного представительства"[3, с.6-7].

Нетрудно заметить, что во многом Е. А. Черноусов развивает идеи Ф. И. Успенского, о том, что партии цирка имели помимо спортивных военные функции и были организациями народа, а потому "не должны заслонять собой историю народа"[3, с.13]. В то же время Евгений Александрович смог конкретизировать и заострить мысли патриарха русской византинистики. Развивая их, Е. А. Черноусов сделал замечания, предвосхищавшие идеи А. П. Дьяконова, о наличии у народных масс Константинополя своеобразного права участвовать в решении политических вопросов в "конституционных" формах - путем высказывания пожеланий, одобрения или порицания правительственной политики. Мысли Евгения Александровича созвучны также выводам М. В. Левченко, Г. Манойловича, А. П. Дьяконова, А. А. Чекаловой, Р. Гийана, Ав. Камерон о том, что партии цирка выражали интересы одной из конкурирующих прослоек населения. Впрочем, определить состав этих слоев и причины противостояния между ними Е. А. Черноусов не смог, что, безусловно объясняется в том числе и сравнительно слабой изученностью в конце XIX в. проблем социально-экономической истории византийского города. А ведь именно экономические интересы стали в V - VI вв. определяющими в противостоянии партий константинопольского ипподрома. К примеру, по утверждению А. А. Чекаловой, причиной возникновения цирковых партий была "не столько страсть византийцев к бегам, сколько изменения в социально-экономическом развитии империи …, усложнение социальной структуры города"[4, с.148]. И все же, несмотря на высказанные замечания, идеи Е. А. Черноусова (далеко не все их интересные моменты были должным образом подчеркнуты) позволяют судить о высоком научном уровне и безусловной ценности рассматриваемой работы.

    1. Черноусов Е.А. Партии ипподрома в Константинополе. - [Нежин,1895]. - 168 с. (единица хранения: 463 107).
    2. Успенский Ф.И. Партии цирка и димы в Константинополе // Византийский временник. - 1894. - Т.1.
    3. Черноусов Е.А. Основные черты государственного и общественного строя Византии // Записки Императорского Харьковского университета. - 1912. - Кн.1.
    4. Чекалова А.А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника.- СПб.,1997.