ПРИНЦИПЫ ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ МАЙЯ

Давлетшин А.И.

Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова, РГГУ

Иероглифическая письменность майя была распространена с начала нашей эры до XVII в. на юге современной Мексики, в Гватемале, Белизе и Гондурасе. На данный момент в нашем распоряжении находится около 15000 текстов. Долгое время существования на большой территории привели к большой вариативности в написании знаков, таким образом, сложившаяся ситуация крайне благоприятна для развития исследований в области палеографии майя, однако на сегодняшний день данная область исследований находится практически в младенчестве. Подобная ситуация связана с тем, что, во-первых, надписи классического периода стали активно изучаться относительно не давно. Во-вторых, такая объёмная система как письмо майя (общее количество знаков оценивается примерно в 1000) требует принципиально иных методов по сравнению с теми, которые использует палеография по отношению к классическим объектам своего изучения – алфавитным системам.

Письменность майя является словесно-слоговой по своей природе с развитой системой звуковых подтверждений, отдельные знаки обозначают отдельные слова или слоги типа CV. Знаки читаются слева направо, сверху вниз, колонками по два, и, как правило, имеют правильную форму, близкую квадрату или прямоугольнику, что облегчает составление их в блоки. Среди знаков майя особое место занимают “сложные знаки”, которые визуально представляют собой два или более знака, написанных слитно и имеющих одно чтение (‘AJAW1). Знаки майя приспособлены к написанию краской по бумаге с помощью кисточки, это находит отражение в их форме и изменении начертаний во времени, так участки знаков, закрашиваемые краской на бумаге, при перенесении текста на камень выполняются перекрёстной штриховкой, а толщина линии кисти в лапидарном шрифте передаётся двойной линией.

На данный момент можно выявить несколько основных закономерностей в эволюции знаков майя. Во-первых, существует “правило параллельных рядов”. “Параллельный ряд” - это группа внешне схожих знаков, начертание которых эволюционирует вместе. Таковы, например, различные знаки изображающие руки (‘AL, TSUTS, CH‘AM и т.д.). Сходные элементы, например, манера рисовать фаланги пальцев или узел в основании ладони, изменяются у этих знаков параллельно. В “параллельный ряд” могут вступать новые знаки, отдельные знаки могут переходить из одного ряда в другой, в качестве главного действующего принципа здесь выступает “принцип аналогии”. “Принцип аналогии” особенно ярко проявляется в тех случаях, когда один из контуров сложного знака начинает уподобляться совсем другому знаку, при этом создаётся впечатление двух отдельных знаков написанных вместе (CH'AB' и ma). В отношении симметричных знаков, особенно, трёхчастных, действует “правило симметричного усечения”. Знаки усекаются так, что остаётся только половина, которая начинает восприниматься как самостоятельный знак (pi), или же число элементов сокращается с трёх до двух (K’AHK’). Некоторые из знаков после усечения начинают функционировать в полном и усечённом вариантах (ma). Как и во многих других иероглифических письменностях, у майя существует большое количество аллографов, по отношению к некоторым из них действует правило “сложения аллографов в один знак”. Так, например, ‘AJAW2 (по каталогу Томпсона Т533) и ‘AJAW3 (Т1000с) являются аллографами, с некоторого времени Т1000с начинает писаться с Т533 над переносицей Т1000с (Т1000d).

Особое место в эволюции знаков майя занимают общие изменения в написании. Так со временем наблюдается очевидная тенденция к “уменьшению числа линий”. Многие знаки майя, например na, ya, в раннеклассический период содержат большое число линий, которые потом нивелируются практически до одного контура. На мой взгляд, подобная ситуация связана с тем, что первоначально письменность развивалась исключительно на одном носителе – бумаге, впоследствии, когда возникла потребность в публичных надписях и стала активно развиваться традиция монументального письма, тексты стали исполняться в камне. Проходил некий период адаптации знаков к новому носителю. В связи с этим интересно отметить, что самые ранние надписи майя на расписных керамических сосудах не грешат большим количеством линий. Позднее “тенденция уменьшения числа линий” сохраняет своё значение, но теряет в весе, превращаясь просто в “принцип экономии усилий”. При переходе от ранних к более поздним надписям в начертании знаков наблюдается также “тенденция к правильной форме”. Так вначале существуют знаки Т-образной (WAY1, ‘AJAW2) и других сложных форм (li, b’i), в V-VI вв. подобные знаки приобретают “правильную” форму, близкую к квадрату или прямоугольнику. Это связано с тем, что первоначально в письменности не существовало строгого правила разбивки текста на блоки, и каждый знак стремился занять позицию отдельного блока. Позднее знаки группируются в блоки, которые представляют собой слова или целые словосочетания, что существенно облегчает понимание текста. С установлением блочного написания форма знаков стандартизируется так, как знаки неправильной формы трудно группировать в блоки. В качестве частного варианта “тенденции к правильной форме” можно назвать и “тенденцию к уменьшению числа сложных знаков”, которые могут исчезать за счёт слияния двух контуров в один (ta1) или за счёт “симметричного усечения” (NAL).

В заключении, необходимо отметить, что многие знаки испытывают на себе влияние различных закономерностей в ходе эволюции и могут переходить в разные “параллельные ряды”. Так, например, изначально знак ‘AJAW1 представляет собой схематичное изображение повязки на голове правителя, полная лицевая форма знака сохранилась вплоть до VIII в. как ‘AJAW3. Впоследствии число складок на в короне сокращается с трёх до двух, и одна из них уподобляется в написании знаку po. Таким образом, знак теряет совершенно какое-либо сходство с повязкой, особенно, если вспомнить, что его нижняя часть почти всегда закрыта каким-нибудь вписывающимся иероглифом. Ещё позднее, в IX в. ‘AJAW1 объединяется с ‘AJAW2 по “правилу сложения аллографов”.