Ашмарина С.В.

Завершающий этап становления системы страхования
в дореволюционной России.
Закон 23 июня 1912 г.

   История развития страхового законодательства насчитывает десятки лет своего существования. Впервые система социального обеспечения населения сложилась до революции 1917 г. Первоначально предпринимались отдельные меры по обеспечению увечных рабочих, предоставлению врачебной помощи с опорой на индивидуальную ответственность предпринимателей перед потерпевшими1. Это было связано с развитием такого негативного фактора, сопровождавшего быстрый процесс дореволюционной индустриализации, как травматизм на производстве, что, в итоге, привело к необходимости введения государственного страхования. В 1912 г. третья государственная Дума принимает пакет законов об обеспечении рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, что же касается обеспечения по старости и инвалидности, то такие положения так и остались на стадии обсуждения. Закон 1912 г. закрепил уже сложившуюся к тому времени практику страхования рабочих и привнес новый элемент обязательности и государственного контроля. Как отмечал в 20-х гг. ХХ в. Б.Любимов: "законов об обязательном государственном страховании царская Россия до 1912 г. не знала"2. Закон 1912 г. призван был осуществить широкомасштабную социальную реформу (в соответствии с направлением заданным П.А.Столыпиным в 1906 г.). Он впервые включал в себя комплекс мер по обеспечению рабочих в результате несчастных случаев и по болезни3, завершив формирование системы страхования рабочих в царской России.

   Анализ закона 1912 г. показывает, что закон являлся сложным, многоуровневым нормативным актом. В его структуре насчитывается в общей сложности 286 статей (в законе 1903 г. об обязанности предпринимателей вознаграждать увечных рабочих и членов их семей было 53 ст.). Структура закона представляется в виде двух крупных блоков: содержательного, характеризующего сам процесс социального обеспечения рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, и отдельно - институционального, представляющего организационную сторону будущего страхования. Процедура страхования раскрывается в положениях закона "об обеспечении рабочих на случай болезни" (115 статей) и "о страховании рабочих от несчастных случаев" (120 статей).

   Закон 1912 г. в части страхования от несчастных случаев содержал как общие постановления с обозначением круга предприятий, количества застрахованных лиц, с их правами и обязанностями (первые 68 статей закона), так и отдельные пункты относительно страховых товариществ (с 69  по 120 ст.). В нем детализировались многие положения предыдущего закона 1903 г. о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев предпринимателями или же, напротив, обобщались некоторые позиции. Ряд статей закона 1912 г. имел прямое соответствие с положениями 1903 г. Закон 1912 г., развивая идею обеспечения рабочих в связи с несчастными случаями (положения принятые в 1903 г.), выстраивал систему обязательств сторон и страховых гарантий. Пособия и пенсии в связи с несчастными случаями выплачивались по новому положению страховыми товариществами. "На окружные страховые товарищества всецело падает ответственность перед рабочими, сделавшимися жертвой несчастных случаев в застрахованных предприятиях, и ввиду этого, страховым товариществам присвоено право издавать обязательные для своих членов постановления и устанавливать надзор за соблюдением постановлений параллельно с правительственной инспекцией охраны труда", писал горный инженер Я.Литтауэр4. Участниками товариществ в принудительном порядке становились владельцы предприятий, "лица эти, - говорилось в ст.8 закона,- несут круговую по обязательствам товарищества ответственность в порядке, определенном уставом" (коллективная ответственность). Делами страховых товариществ управляли Общее собрание (устанавливающее правила о выдаче вознаграждений о предупреждении несчастных случаев, о мерах предосторожности при работах), Правление: "на правление возлагается управление делами товарищества, причем оно является во всех делах и действиях представителем товарищества", - говорилось в пункте 113 закона и Ревизионная комиссия.

   Средства товариществ формировались из: единовременных и ежегодных страховых взносов владельцев (по примеру германской раскладочной системы; доходов с имущества товариществ; пожертвований; штрафов и пеней, налагаемых товариществом; случайных поступлений (см. ст.80 закона). Расходовались они на образование пенсионного фонда; на уплату пособий и единовременных вознаграждений; на покрытие расходов по управлению делами товарищества; на образование запасного капитала; на предупреждение несчастных случаев (ст. 81-88 закона 1912 г. о страховании от несчастных случаев).

   Положение о страховых товариществах являлось одним из основополагающих в законе 1912 г. Через организацию и деятельность страховых товариществ в округах (окружная организация была заимствована из австрийской системы, т.к. в Германии реализовался не территориальный а профессиональный принцип организации), осуществлялся принцип коллективной ответственности за смерть и увечья с рабочими на производстве, в противовес индивидуальной ответственности предпринимателей по закону 1903 г. Закон 1912 г. не предусматривал полного возмещения заработка (максимальное вознаграждение осталось в размере 2/3 заработной платы), таким образом не вносил в этой своей части ни каких улучшений, по сравнению с законом 1903 г. Новшеством в законе являлись положения об обеспечении по болезням.

   Обратимся к положениям закона о предоставлении помощи по болезни. "Новый закон 1912 г. об обеспечении рабочих на случай болезни содержал постановления относящиеся как до денежных выдач в случае болезни рабочих, так и до оказания им врачебной помощи"5. Он подразделялся на общие постановления (знакомящие со сферой действия нового закона) по страхованию рабочих (первые 16 статей) и отдельные статьи о больничных классах (ст.17-43; ст.53-115), о врачебной помощи (ст. 44-52). Круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие), перечень предприятий (за исключением казенных и железных дорог общего пользования), на которые распространялись нормы по обеспечению в связи с болезнью, были аналогичны положениям по страхованию от несчастных случаев (особенно в первых 4-х статьях). Оказание врачебной помощи явилось точкой пересечения традиционного и нового (врачебная помощь предоставлялась за счет владельца предприятия по ст.8, а денежные пособия выдавались больничными кассами по ст.9). Центральными, в части предоставления помощи в связи с болезнью, явились статьи о больничных кассах (отдельных и общих, с числом участников "не менее двухсот" по ст.17). Через больничные кассы осуществлялись выплаты по болезни, как через страховые товарищества по несчастным случаям. Управление делами больничной кассы закон сосредотачивал в Общем собрании кассы и ее Правлении6. Участниками больничных касс были рабочие и служащие "со дня допущения к работе (службе) или со времени учреждения кассы (приписки предприятия к кассе)"7, а также владельцы предприятий. В своей деятельности кассы, по закону, руководствовались "нормальным уставом" (или иным, написанным на основе нормального)8. Средства больничных касс формировались из взносов участников (от 1 до 3% суммы заработка) и приплат владельцев (в размере 2/3 взносов участников кассы); дохода с имущества; из пожертвований; из денежных взысканий, налагаемых правлением больничных касс; из пеней; из случайных поступлений. Эти средства составляли оборотный капитал (на текущие расходы) и запасной. Процедура уплаты взносов в кассу была следующей: взносы с участников удерживались владельцем при уплате заработка и вносились им в больничную кассу в недельный срок (со дня удержания) одновременно с собственной приплатой (см. ст.68). При установлении страховых взносов в больничные кассы учитывался германский образец, существовавший до 1911 г. С 1911 г. в Германии уравнивались взносы предпринимателей и рабочих в больничные кассы. В России в 1912 г. "законодатели считали незыблемым тот германский принцип, который сама Германия изменила в 1911 г."9. В результате: "желая согласовать незыблемые германские принципы с законом 1903 г. наши законодатели, несколько увеличив приплаты хозяев в больничные кассы, выдачу пособий увечным рабочим, в течение первых 13 недель, передали больничным кассам"10. (см. ст. 53, 55 положения о больничных кассах).

   Основываясь на вышеприведенном сравнении можно сделать вывод о том, что социальное обеспечение предусмотренное законом 1912 г. опиралось на германскую модель и отечественный закон 1903 г. Выплаты производились больничными кассами, страховыми товариществами в двух видах: по несчастным случаям и по болезни, что, в свою очередь, расширяло рамки обеспечения по закону 1903 г. Однако, этим не достигался уровень Германии, где уже вышли в свет законы об обеспечении по старости и инвалидности. Подобный пробел отечественного законодательства (т.е. отсутствие законов об обеспечении по старости и инвалидности, а также по безработице, как в некоторых европейских странах) несколько снижал эффект, делал комплекс принятых мер не полным, социальную реформу половинчатой.

   С выходом нового закона об обязательном государственном страховании рабочих и служащих произошли качественные изменения в организации помощи увечным рабочим (а также их семьям) особенно в связи с заменой индивидуальной ответственности коллективной, что делало выплаты более гарантированными (по сравнению с обеспечением 1903 г.). Вводилось обеспечение по болезни, аналогов которому не было в России. Была выстроена система управления страхованием. Контроль сосредоточился в руках государства, центральной и местной администрациях (в Совете и Присутствиях по делам страхования). Более продуманные нормы нового закона давали выход на его реализацию, очертив достаточно четко всю схему будущего страхования.

   Закон 1912 г. в целом положительно оценивался современниками (особенно государственными чиновниками и большинством предпринимателей). Хотя отмечались и его недостатки (например в отношении категорий рабочих и служащих охваченных законом, тоже касалось и предприятий подпадавших под действие закона, распространение норм 1912 г. только на Европейскую часть и Кавказ). Критические замечания в основном давали представители социал-демократического лагеря11. Однако, при всех своих недостатках, данный законодательный акт был несомненным шагом вперед. В нем суммировался весь отечественный опыт социального страхования накопленный за период 80-х гг. ХIХ в. - начало ХХ в. Благодаря данному акту Россия встала в один ряд с крупнейшими государствами Европы в решении вопроса обеспечения увечных и больных, кроме того промышленные рабочие получили гарантии в получении "вознаграждений" (пенсий и пособий по несчастным случаям и по болезни).


1  Имеются в виду законы 1866 г., 1901 г., 1903 г.

2  Любимов Б. Социальное страхование в прошлом и настоящем. М. Вопросы труда. 1925. С.24.

3  ПСЗ.III. Т.XXXII. СПб., 1915. №37444-37447.

4  Уральский техник. №21. 1915. С.2.

5  Уральский техник. №21. 1915. С.4.

6  См. ст.85-115 Положения о больничных кассах.

7  См. ст.23 Положения о больничных кассах.

8  См. ст.27-30 Положения о больничных кассах.

9  Данский Б.Г. Дореволюционная страховая кампания. М., 1923. С.33.

10  Там же. С.34.

11  См. Металлист №23. 1912. С.5; Страхование рабочих. №8. 1912. С.17.