Казенная мануфактура при Сибирском приказе в XVII веке.

И.Ю. Тихонёнок

Московский педагогический государственный университет.

 

Сибирский приказ является учреждением с областной компетенцией, совмещавшей в себе административную, судебную, финансовую и дипломатическую власть на огромной территории. В настоящее время при более внимательном изучении структуры Сибирского приказа удалось впервые в историографии установить, что при нём действовала мануфактура, всецело подчинённая главе Сибирского приказа. По роду деятельности её можно определить как скорняцко-меховую, а по принадлежности - как крупную казенную мануфактуру.

Для мануфактуры свойственны разделение труда, значительное число работников и ручной труд.

Активное освоение Сибири, особенно в 1-ой пол. XVII века ,привело к резкому росту объема получаемых ясачных и промысловых мехов. Необходимость в профессиональной оценке, разборке и обработке пушнины послужила причиной создания при Сибирском приказе специализированной мануфактуры, названной Соболиной Казной и впервые упомянутой в 1622 году.

Расширение и усложнение поля деятельности Соболиной Казны способствовало возникновению в её составе ряда внутренних отделений - "полат", каждая из которых выполняла определенный вид работ, связанный с обработкой пушнины. К 1677 году в Соболиной Казне выделились Казенная, Расценочная, Разборная и Скорняцкая палаты.

В их ведении находилась вся пушнина, которая присылалась в Москву из сибирских уездов. Первоначально собольи и иные (лисьи, беличьи, куньи, бобровые) меха поступали в Разборную палату, где специальные работники - приимочные казенные целовальники сверяли их количество с сибирскими описями, а также проводили сортировку и роспись шкурок по ряду чётко определённых признаков. Таковыми считались вид и состояние шкурки, место и время её получения.

Разобранные меха передавались в Расценочную палату. Она играла очень важную роль в деятельности Соболиной Казны, о чём свидетельствовал состав её служащих (гости, гостиной сотни торговые люди), и уровень предъявляемых к ним требований со стороны государственной власти: “а к оценке и в казну ... добрых, грамотных ... не воровских людей, которые б оценку мягкой рухляди ... ведали б” (РГАДА.-СП.- Стб.828, Л.98.). Эти специалисты вновь разбирали и ценили меха "московскою прямою ценою". После оценщиков рухлядь поступала в распоряжение работников-вязальщиков, которые сшивали или увязывали окончательно рассортированные и оценённые меха в сорока. Данные по количеству и стоимости "соболиные и иные мягкие рухляди " записывались в “приёмные книги и росценочныя росписи”, которые хранились в Казенной палате.

Значительную часть своей продукции мануфактура Соболиная Казна, как казенное предприятие, отдавала государству. Масса дорогих мехов, в основном собольих, раздавалась по приказам для удовлетворения их регулярных или чрезвычайных потребностей. В первую очередь обеспечивались запросы из дворцовых ведомств, Посольского казенного приказов. Всего в 60- 80-х гг. ХУ11 века Соболиная Казна более или менее регулярно отправляла меха в 12 приказов. Так в 1667 году по указу Алексея Михайловича через Сибирский приказ были оплачены покупки пороха в Иноземском приказе стоимостью 3375 рублей, драгоценностей - в приказе Золотых дел на сумму 1355 рублей и т.д. В среднем Соболиная Казна передавала в другие приказы мехов на суммы до 40-60 тысяч рублей в год (РГАДА.-СП. - Кн. 506 , Лл 83-102).

Другая часть пушнины отдавалась в кредит крупным купцам, таким как Шорин, Климшин и др. для реализации в пользу государства на крупных ярмарках и в порубежных торговых портах (Архангельском, Астраханском). Сумма кредита могла достигать 10000 рублей.

Большое количество менее дорогих мехов поступало в Скорняцкую палату, где они использовались в качестве сырья для производства меховых изделий. Ассортимент предлагаемых товаров был широк. Он включал лисьи, беличьи и собольи шубы, беличьи одеяла и собольи воротники-"ромашки", называемые "фижмами". Например, в 1667 году было изготовлено 118 шуб, 6 собольих пластин и 520 "фижм" на общую сумму в 3805 рублей (РГАДА.-СП.- Кн. 506 , Лл.239-299).

Часть продукции реализовывалась через лавку у так называемого "крыльца", где торговали выборные приказчики из московского посада. В отдельные дни объем продаж достигал 10-15 шуб и 50-70 "фижм", что свидетельствует о массовости производства, осуществлявшегося в Скорняцкой палате. Вместе с тем, несмотря на рыночный характер производства, не исключалась работа и на заказ.

На заказ в Скорняцкой палате выполнялись дорогие вещи для клиентов из высших социальных слоев. В 1673 году стольнику А. Еропкину были пошиты 2 шубы стоимостью в 150 и в 130 рублей.

Скорняцкая палата обладала значительным штатом работников, из которых все были вольнонаемными. Штат палаты включал меховых мастеров, скорняков и закройщиков, находившихся на государственном жаловании. В 1690 году в Скорняцкой палате было 15 скорняков, 3 закройщика и 1 меховой мастер. Оплата закройщиков равнялась 4-5 рублям, а меховых мастеров - до 55 рублей в год (РГАДА.- СП. - Спб.1085, Лл.88-94).

Основной базой комплектования штатов Соболиной Казны служили различные слои московского населения - гости, гостиные и суконные сотни торговые люди, а также выходцы из тяглых посадских групп. Это было вызвано, как необходимостью обладания специальным опытом и знаниями в скорнячно-меховом деле, так и стремлением правительства к сокращению расходов.

"Государева служба" для оценщиков, разборщиков и голов в Соболиной Казне продолжалась в течение 1 года, а для работников было по времени не определена. Первоначально в Соболиной Казне работало 14 человек: 1 голова, 2 казенных оценочных и 2 казенных приимочных целовальника, "3 крылечных целовальника" и 4 тяглеца дмитровской сотни в лавке "у крыльца".

Во второй половине ХУ11 века в связи с усложнением функции Соболиной Казны возросла потребность в увеличении кадров. Так с 1674 года к соболиному разбору стали избираться новый голова с 2 помощниками (РГАДА.- СП.- Стб.828 , Л.198). Общее число служащих в Соболиной Казне к 1692 году составило 37 человек.

Мануфактура Соболиная Казна возглавлялась головой, который избирался из гостей. Круг его служебных обязанностей был достаточно широк. Он осуществлял общее руководство работой учреждения, ведал финансовыми делами и осуществлял связи с приказами. В руках казенных целовальников находилась основная часть производственной и финансовой деятельности Соболиной Казны: разбор, оценка и реализация мехов, хранение казны и осуществление конкретных выплат из неё, составление приходно-расходных книг и т.д.

Таким образом, при Сибирском приказе работала казенная мануфактура, продукция, которой шла в пользу государства и на рынок.