Мужское и женское Василия Розанова

Семигин В.Л.

МГУ им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет

 

Если кто будет любить меня после смерти, пусть об этом промолчит.- обмолвился как-то Розанов.[1]

Но разве можно молчать, зная о нем, о его единственности и неповторимости. Нет. Молчать решительно нельзя. Потому что, если любишь, нужно говорить.

Из всех русских писателей Василий Розанов – самый интимный и самый откровенный. Ни до него, ни после не было в русской литературе человека с душой вывернутой наизнанку, обращенной к людям. Все писания Розанова – перенесенные на бумагу изгибы его души. То, что другие, стыдясь, пытаются скрыть: свои самые сокровенные мысли, он выплескивал на страницы книг как естественное. Интимность Розанова построена на крайнем субъективизме. Он превратил свою жизнь с ее мельчайшими подробностями в литературу. Часто и подолгу, не стесняясь читателя, он разговаривал о себе, беседовал сам с собой. Розанов не боялся идти за настроением, одолевавшим его, не боялся противоречить логике и самому себе. Менялось настроение и он легко менял свои взгляды. Никогда не задумываясь о последствиях, он изливал на бумагу все противоречия своей души. И правда и ложь были в равной степени необходимы ему. “Ложь – утверждал Розанов. – защита моей свободы, моего я, моей интимности.(…) Господи! Я лгу – и я свободен. Господи! Я лгу – ибо я человек.”[2]

В итоге Розанов оказался перед людьми обнаженным, совершенно беспомощным. Ни друзья, ни враги не могли его понять. Они обвиняли Розанова в беспринципности. Они не могли понять, что Розанов – целое, состоящее из множества противоречащих друг другу кусочков.

Так.

Ну, что вы обо мне толкуете?

Вам надо просто молчать.

Бог – со мною. – отвечал им Розанов и продолжал вести с читателем и с самим собой интимные разговоры.[3]

Интимность предполагает доверительность, мягкость, отсутствие силы, грубости и напора. Избрав интимность и непоследовательность идей, Розанов отдал предпочтение женскому началу. Женское для Розанова-литератора, великолепного стилиста, роднее, чем мужское. Розанов писал обо всем: о литературе, политике, искусстве и философии. Но главными его темами были Человек, Семья и Религия. Когда Розанов начинал говорить о них, даже случайно, мимоходом, женское его уступало мужскому. Мягкость сменялась твердостью и решительностью. Сильная воля – истинно мужское качество – чувствуется в той настойчивости, с которой писатель возвращался к своим главным темам.

В сознании Розанова человек, семья и религия были крепко связаны друг с другом. В человеке писателя интересовала его интимная жизнь, о которой в русском обществе на рубеже XIX – XX веков было не принято говорить. По мнению Розанова, интимная жизнь каждого человека определяется полом. Пол – величина непостоянная. В своем развитии он проходит четыре стадии: отрочество, юность, мужество и старость. Пол влияет на все органы чувств и способствует формированию личности. Через него человек соприкасается с вечностью, с Богом. Пол выводит человека из мира земного в мир таинственный, в мир неясного и нерешенного”. Все свои лучшие чувства человек реализует в семье. Опираясь на мистерии Древней Греции, Египта, Вавилона и Израиля, Розанов разработал идею семьи как ступени поднятия к Богу. Он идеализировал семейные отношения. Семья – писал он. – есть самое непорочное на земле явление; в отношениях между ее членами упал, умер, стерт грех. Все просты. Все не зложелательны. Говорят, что думают; делают, что хотят; прощают, терпят; всегда веселы и все в союзе. Грех на периферии, за границами семьи”.[4]

В семье мужское соединяется с женским и их становится невозможно разделить. Ни мужчина, ни женщина не могут существовать друг без друга. Главную роль в семье играет мужчина. Он – активное начало, творец, носитель семени, а женщина в семье лишь прислонена к нему. Она – пассивное начало, земля, в которой произрастает семя. Отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строится на основе взаимной любви, как духовной, так и плотской. Если нет любви, то нет и семьи. Без любви семейные отношения перестают быть чистыми. Поэтому, чтобы сохранить семью нужно трудиться. Нужно выносить за пределы семьи все плохое, способное разрушить любовь. И труд этот обращен к Богу. Любовь, чистые семейные отношения приближают человека к Богу, но, если нет любви, то человек удаляется от Бога. Семейные отношения без любви не должны существовать. Если нет больше любви между людьми, то брак должен быть расторгнут. Розанов настаивал, что ни церковь, ни государство не имеют права вмешиваться в отношения между мужчиной и женщиной. Каждый человек волен сам по собственному желанию заключать брак и расторгать его.

Розанова невозможно понять, не зная его жизни. Ключом к пониманию творчества Розанова, его мужского и женского, является трагедия, которую писатель пережил в молодости. В 1881 году Розанов неудачно женился. Его жена, Аполинария Прокофьевна Суслова, была взбалмашной, эгоистичной и жестокой женщиной. Шесть лет совместной жизни с ней стали адом для Розанова. Жена мучила его, ревновала, а потом, охладев к нему, бросила, увлекшись каким-то юнцом. Она уехала в Крым, вытребовала себе вид на отдельное жительство, но развестись отказалась. Номинально брак существовал, но на самом деле его больше не было. Оставшись один, Розанов почувствовал себя свободным. Тайно он женился во второй раз. Новый брак оказался счастливым, но по законам Российской империи он считался недействительным, а дети, нажитые в нем, - незаконнорожденными. На протяжении всей жизни Розанов ощущал шаткость своего семейного положения и всеми силами старался изменить его. Обстоятельства семейной жизни заставили его почувствоватьотвращение ко всему светскому и суетному и обратили мысль к вечным основам жизни, к вечным человеческим чувствам”. [5] Они сделали его религиозным писателем.

 

    1. Розанов В.В. Уединенное // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.,1990, с.510.
    2. Розанов В.В. Мимолетное // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. М.,1994, с.23-24.
    3. Розанов В.В. Мимолетное // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. М.,1994, с.77.
    4. Розанов В.В. Концы и начала, божественноеи демоническое”, боги и демоны (По поводу главного сюжета Лермонтова) // Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М., 1995, с.83.
    5. Из архива А.Г. Достоевской. Письма Д.С. Мережковского и С.Н. Булгакова. Переписка с В.В. Розановым // Минувшее: исторический альманах. М., 1992, № 9, с.287.