Проблема письменных источников об основании Тибура

Леднева Мария Владимировна

МГУ им. М.В.Ломоносова, исторический факультет

Античная традиция об основании Тибура поздняя и довольно противоречивая. Поэтому необходимо выяснить в общих чертах, каковы первоисточники имеющихся у нас данных, и на этом основании сделать вывод, каким из дошедших до нас источников можно доверять, а каким- нет,

Хронологически самая ранняя информация об основания Тибура содержится в отрывке, который сохранился у Солина, из “ Origines“ Катона ( frg 56). Известно, что при написании “ Начал” Катон, возможно, опирался на источники, происходящие из самих латинских городов. За счёт этого его сведения считаются наиболее достоверными. Катон приписывает основание Тибура аркадянину Катиллу, начальнику флота Эвандра. Эвандр, согласно традиции, стоял во главе греков, переселившихся в Италию за 60 лет до Троянской войны [1] . Эти сведения письменных источнико в основных чертах подтверждаются археологическими и лингвистическими данными. Всё это позволяет предположить, что и на месте Тибура в глубокой древности существовала греческая апойкия.

Более поздние в хронологическом отношении сведения об основании Тибура принадлежат Горацию. Гораций указывает, что Тибур был основан гражданином Аргоса ( od.II6) . При описании Тибура он употребляет словосочетания “ стены Катилла”, “ рощи Тибурна”. (od.I18; I7). Таким образом, Гораций явно намекает на какую-то легенду, хорошо известную как ему, так и его читателям. Герои этой легенды - греческие переселенцы, что в конечном итоге роднит сведения Горация и Катона. Однако, в отличие от Катона, Гораций упоминает не только имя Катилла, но и Тибурна.

Диодор Сицилийский (YII5,9) и Т. Ливий ( I3, 6-7), современники Горация, совсем по - иному описывают основание Тибура. Тибур в числе прочих латинских городов был основан четвёртым царём Альбы Лонги Латином Сильвием. Хронологически это событие произошло гораздо позже Троянской войны ( Латин Сильвий был праправнуком Энея). Таким образом, эти сведения противоречат данным других письменных источников. Однако наличие эпонимного царя Латина Сильвия, которому приписано основание древних латинских городов, а также тот факт, что вряд ли 18 поселений могли быть заложены единовременно, наталкивают на мысль, что список, который приводит Диодор, не что иное как перечисление поселений, которые составляли некогда Latium Vetus, на что указывает и сам язык источников. Сведения Диодора и Ливия об основании Тибура нельзя считать достоверными. Однако ясно, что оба автора опирались на один и тот же источник, который, возможно, был греческим, довольно поздним и проримски ориентированным.

Дионисий Галикарнасский пишет об основании Тибура в 16 главе I книги

“ Римских древностей”, из которой следует, что город был заложен аборигинами, высланными из родных мест по обычаю ver sacrum. Аборигины , помимо Тибура ,основали Антемны, Теллены, Фикулею, предварительно изгнав оттуда сикелов. Известно, что аборигины упоминаются во многих источниках в качестве одних из древнейших поселенцев Лация [1]. Однако каждый автор понимал термин аборигины по- своему. В данном случае необходимо выяснить, кого подразумевал под ними Дионисий. Он предоставляет целый ряд толкований, однако сам присоединяется к мнению Катона и Семпрония, отождествляя их с греками, переселившимися из Аркадии[ 1]. Это выглядит вполне понятным, так как сам Дионисий был греком ( то же стремление связать римскую древность с греческой прослеживается потоми у Плутарха). Однако в целом следует отметить, что по сути сведения Дионисия хорошо согласуются с данными Катона и Горация об основании Тибура греками. Следовательно, вряд ли стоит с недоверием относиться к этому источнику. Дионисий, в отличие от Катона и Горация, даёт общую картину основания ряда городов, в том числе и Тибура, героев легенды он не упоминает. Это позволяет предположить, что Дионисий опирался на некий свой источник, отличный от источников Катона и Горация.

Плиний Старший пишет об основании Тибура в XYI книги “ Естественной истории”. Город был основан Тибуртом примерно в эпоху Троянской войны. Тибурт был сыном грека Амфиарая, участвовавшего в походе семерых против Фив. Таким образом, Плиний тоже рассказывает легенду, однако упоминает лишь имя Тибурна. Вероятно, существовало два варианта легенды: более ранний, зафиксированный Катоном, и более поздний, сохранившийся у Плиния. Гораций же в одах упоминает обе версии. В хронологическом аспекте сведения Плиния близки к данным Катона.

У Солина, латинского грамматика IIIв. н.э., содержится информация об основании Тибура, принадлежащая некоему Секстию. Этот последний приписывает основание Тибура аргивской молодёжи, а именно: Тибурту, Кору и Катиллу. Отмечается, что отцом их был Катилл, сын знаменитого греческого героя Амфиарая, который погиб во время похода семерых против Фив. После смерти Амфиарая Катилл был выслан с родины по обычаю ver sacrum. Дети же у него родились уже после прибытия в Италию. Тибурт,Кор и Катилл основали Тибур, вытеснив из этих мест сиканов. Упоминание о ver sacrum, о коллективном характере основания города, о вытеснении сиканов, которых часто смешивали в древности с сикелами- сикулами [1], роднит сведения Секстия с данными Дионисия. Однако, в отличие от Дионисия, Секстий даёт наиболее полный список легендарных героев, причастных к основанию города. Таким образом, можно заключить, что, возможно, Секстий объединил легендарный вариант традиции с вариантом, сохранившимся у Дионисия. Интересно, что это сделало сведения Секстия наиболее полными и логичными, что говорит о внутреннем родстве вышеприведённых версий. Также следует добавить, что в хронологическом аспекте информация Секстия согласуется с данными Катона и Плиния Старшего.

Ещё одним автором, затронувшим вопрос об основании Тибура, был Сервий, латинский грамматик Yв.н.э. Комментируя отрывок из YII книги “Энеиды” Вергилия, он отмечает, что Тибур был основан тремя братьями, Тибурном, Кором и Катиллом, которые прибыли в Италию из Аргоса. Плиний также использовал легендарный материал. Он не указывает всех персонажей легенды, однако упоминание сразу трёх имён братьев говорит о том, что он опирался на более позднюю, объединившую несколько вариантов легендарную традицию.

Таким образом, источники, в которых затрагивается проблема основания Тибура, можно довольно чётко разделить на три группы. Одни авторы ( Катон, Гораций, Плиний Старший и Сервий) рассказывают легенду с указанием имён. Вероятно, первоначально существовало несколько вариантов легенды, которые позже были объединены. Дионисий использовал, возможно, совершенно иной источник, однако, по сути его сведения не противоречат легенде. Синтез легенды и версии Дионисия сделал Секстий. Диодор и Ливий опирались, скорее всего, на поздний, греческий, проримски ориентированный источник, что заставляет сомневаться в достоверности их информации. Вероятно, Диодор просто перечислил латинские поселения, составлявшие Latium Vetus, а его указание на то, что их заложил Латин Сильвий ,не имеет значения.

Учитывая большинство источников можно заключить, что Тибур был основан аркадскими греками, выселившимися с родины по обычаю ver sacrum. Территория будущего Тибура была в то время заселена сикулами / сиканами, которые были частично вытеснены греками, а частично, вероятно, вошли в состав новой общины [ 2 ] . Датировать основание Тибура можно примерно XIII в. до н.э. Всё это хорошо согласуется с получившим признание в историографии тезисом о присутствии греков в Лации в доколониальной период [1 ]. Известно, что греческое поселение было на территории Рима. Что касается Тибура, то проверить сведения письменной традиции необходимо с помощью археологических данных.

Библиография;

[ 1 ] И.Л. Маяк. “ Рим первых царей. Генезис римского полиса”. М. 1983.

[ 2 ] R. Palmer.”The archaic community of the Romans”. L.1970