Принципы восприятия чужих народов в России в начале XIX века
(на материалах путешествий Ф.П.Лубяновского и А.И.Тургенева.)

Куприянов П.С.

МГУ им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет

1).Одним из важнейших компонентов всякого национального сознания являются этнические представления, то есть представления человека о своем и об окружающих народах. В основе этнических представлений всегда лежит тот или иной фундаментальный принцип, определяющий их структуру. Это, в сущности, критерий, в соответствии с которым все человечество в сознании индивида делится на разные народы. Так, в основе различения народов может лежать религия, язык или обычаи. Этот принцип, как правило, совпадает с главным этнообразующим фактором, то есть тем, который определяет все специфические черты какого-либо народа, отличающие его от других. Он может быть как осознанным, так и неосознанным. В любом случае принцип различения народов, лежащий в основе этнических представлений, является фундаментальной характеристикой национального сознания.

2).Данный доклад посвящен выявлению этих фундаментальных принципов на материалах путешествий Ф.П.Лубяновского (1777-1869 гг.) и А.И.Тургенева (1784-1845 гг.) по Европе в 1800-1802 гг. и 1804 гг. соответственно. Маршруты путешествий в основном совпадали: Саксония, Чехия, Австрия, Италия. Много общего и у самих авторов: оба они - университетские питомцы (Ф.П.Лубяновский учился в университете, а А.И.Тургенев – в университетском благородном пансионе), оба воспитывались, в сущности, в одной среде – среди московских мартинистов, собиравшихся в доме отца А.И.Тургенева И.П.Тургенева, где часто бывал Ф.П.Лубяновский. Вместе с тем это были разные люди, взгляды которых заметно различались. Эти различия проявились, в частности, и в целях путешествий: если Ф.П.Лубяновский отправлялся в поездку прежде всего для нравственного самосовершенствования, определив в качестве основных объектов внимания природу и “искусства, ее подражателей”, то А.И.Тургенев, движимый интересом к отечественной истории, завладевшим им в Геттингене, ставил перед собой научные цели: собрать материал по истории славянских народов, что определило особое внимание А.И.Тургенева (и его друга А.С.Кайсарова, с которым он путешествовал), именно к славянам во время путешествия. Ф.П.Лубяновский опубликовал свое “Путешествие” в 1805 г., а о поездке А.И.Тургенева мы узнаем из его писем в Россию. Анализ материалов обоих путешествий показывает значительные расхождения в этнических представлениях двух путешественников.

3).В представлении Ф.П.Лубяновского народ – это, прежде всего, население определенной историко-географической области. Эта область может соответствовать государству, а может быть и самостоятельной территорией в составе какого-то государства, но обладающей определенной автономией (как, например, Богемия в составе Австрии). Для путешественника существуют, не славяне и итальянцы, а “богемцы”, “жители Штирии”, “тосканцы”, “неаполитанцы”, “венецианцы”, то есть жители определенной области. Обычаи, характер, нравственность, степень просвещенности людей зависят от места их проживания. Такие представления обусловлены соответствующими взглядами путешественника: Ф.П.Лубяновский является сторонником концепции географического детерминизма, в соответствии с которой, именно климат, в конечном счете, определяет разные особенности того или иного народа. Так, более или менее благоприятные климатические условия обуславливают большую или меньшую степень трудолюбия народа, что, в свою очередь, отражается на уровне нравственности и просвещения. Последнее тесно связано также с религией. То есть, уровень нравственности и просвещения определяется, наряду с местом проживания народа, еще и тем, к какой конфессии он принадлежит. Так, в представлении путешественника, протестантизм гораздо больше способствует развитию просвещения и нравственности, чем католичество. Таким образом, главным этнообразующим фактором в сознании Ф.П.Лубяновского является определенная территория, область. И этот “территориально-административный” принцип дополняется еще и конфессиональным, отражающим роль религии в определении специфических особенностей народа.

4). В сознании А.И.Тургенева во время путешествия сосуществуют два различных подхода в восприятии разных народов. В соответствии с одним в основе разделения всего человечества на разные народы лежит этнический критерий. Под “народом” понимается не совокупность жителей какой-либо страны, а этническая группа, объединенная происхождением, языком, культурой. Этническая характеристика является главным этнообразующим фактором, определяющим специфические черты народа в обычаях, характере, культуре. При другом подходе на место этнического критерия становится религиозный, и, соответственно, обычаи и характер народа объясняются его принадлежностью к той или иной церкви. Сосуществование двух разных подходов закономерно предопределяют многочисленные противоречия в описании разных народов. Так, католичество расценивается А.И.Тургеневым как религия, не способствующая просвещению, а католики – как люди темные, невежественные, суеверные. Однако, описывая богемцев (в большинстве – католиков), он с воодушевлением рассказывает о высоком уровне просвещения этого народа. С другой стороны, А.И.Тургенев разделяет идею об общеславянском единстве, проявляющемся, в частности, во взаимной симпатии разных славянских народов; кроме того, отличительной чертой всех славян признается гостеприимство. Но при этом он описывает холодный прием путешественников в Славонии, населенной славянами, и объясняет его ничем иным, как различиями в вере. Необходимо отметить, что сам А.И.Тургенев чаще всего не осознает эти противоречия. Оба указанных принципа существуют в сознании А.И.Тургенева одновременно, просто каждый из них активизируется в определенные моменты, заставляя путешественника воспринимать мир “под разными углами”. Активизация того или иного принципа во многом зависит от объективных внешних причин, в частности, от конкретной этно-конфессиональной ситуации, наблюдаемой путешественником.

5). Итак, проведенный анализ показывает, что в сознании русских путешественников по Европе в начале XIX века не существовало какого-либо единого принципа восприятия чужих народов. При изучении материалов путешествий удалось зафиксировать три основных принципа, лежащих в основе этнических представлений: “территориально-административный”, собственно “этнический” и “конфессиональный”. Такое разнообразие даже в рамках сознания одной личности (А.И.Тургенева), зависимость преобладания одного или другого подхода от внешних факторов свидетельствует о том, что в начале XIX века этническое сознание в русском образованном обществе еще не приобрело законченной устойчивой структуры, находилось в процессе формирования, выражавшемся в постепенной переплавке старых представлений и утверждении новых.