Роль национальной интеллигенции в этномобилизационных процессах на Северном Кавказе 1990-1998гг.
(на примере республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Чечни)

Клишина О..С.

МГУ им.М.В.Ломоносова, Исторический факультет

 

Окружающий человека мир и общество познается им через призму его культуры. Однако эта культура личности складывается прежде всего в результате воздействия общества (социализации), важная роль в которой принадлежит общественным институтам – государству, СМИ, первичному производственному коллективу, семье и др.. Форма взаимодействия культуры и личности, включенной в определенный социум зачастую различны (этнически специфичны). Личность проходит два этапа социализации (этнизации) – первичную (воспитание в семье) и вторичную (сознательное вхождение в общество).

На втором этапе существенное воздействие на личность оказывают представители профессиональной культуры данного народа. Интеллигенция создает современную национальную культуру, разрабатывает систему историко-культурных ориентаций, формирует национальные или осознаваемые в качестве таковых культурные ценности. Она оказывает решающее воздействие на процессы т.н. “этнического возрождения”.

Идейно – теоретический багаж этноцентристски ориентированной интеллигенции составляют: создание этногенетического мифа, апелляция к исторической памяти, опора на традиционалистские (исламские и национальные) ценности, политизация культурных, экономических и общественных процессов.

Этногенетические исследования ведутся для обоснования территориальных или политических претензий к соседним народам. Историческая память драматизирует события прошлого, демонстрируя либо периоды процветания (в глубокой древности), либо периоды несправедливых гонений (депортации – для чеченцев и балкарцев, русско – кавказская война и выселение адыгов – для кабардинцев). Исторические факты используются функционально – для обоснования конкретных политических целей (дискуссия об этнических границах между кабардинцами и балкарцами, полемика о существовании древнего государства лезгин на территории Азербайджана, спор о “добровольном” вхождении Чечни в состав России).

Представители национальной элиты пересматривают существующую концепцию национальной истории в пользу этноцентризма. Предельно упрощается этническая картина мира: все народы делятся на народы-враги, (угнетатели, оккупанты, паразиты) или народы-друзья. Свой собственный народ рассматривается как невинно пострадавшая жертва, достойная лучшей участи.

На основании этого выдвигаются требования создания особых привилегий не только в сфере культуры (повышение роль национального языка до статуса государственного, создание национально ориентированных образовательных учреждений, выделение средств на возрождение культуры), но и в экономике (снижение налогов, выделение льготных субсидий, приоритет на владение собственностью), а главное -политике (квоты на представительство в органах власти, требование повышения статуса республики, а то и суверенитета).

Важным показателем является самоидентификация: для государствообразующих или доминирующих в республике народов это более высокий таксономический уровень этничности (“мы – дагестанцы” – для аварцев, “мы – россияне” – для русских из республик), для малых или дискриминируемых народов это непосредственная этническая принадлежность (“Чечня не Россия, а Россия не Чечня” – для чеченцев, “мы маленький, но самостоятельный народ” -для лезгин).

В качестве исконных традиционных пропагандируемых ценностей выступают – внутриэтническая сплоченность, детальное соблюдение национального этикета, верность интересам семьи, клана, рода, патриархальные отношения между полами и поколениями, поощрение высокой рождаемости, резко отрицательное отношение к межэтническим бракам и вообще к “чужакам”, крайняя набожность.

Полнота и радикализм требований этнических элит зависит от размеров этноса, степени его консолидации, межэтнических контактов внутри республики.

Для политической консолидации часто используются также внешние силы (союз с русскими для аварцев, апелляция к адыгской диаспоре за рубежом для кабардинцев, общетюркское единство для балкарцев, вайнахское братство для чеченцев, идея Кавказского Дома для всех кавказцев).