Утверждение идейной монополии Коммунистической партии
в Советской России в первой половине 1920-х годов

М.Ш. Калиева

МГУ им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет

 

В механизме утверждения руководящей роли РКП(б) в политической системе общества существенное место занимала господствовавшая коммунистическая идеология. Основным направлением ее практической реализации являлось установление однопартийного диктата во всех сферах общественно-политической жизни страны, что в целом означало преследование и вытеснение инакомыслия как внутри партии, так и за ее пределами, в обществе. Резолюция “О единстве партии”, принятая X съездом РКП(б), состоявшимся в марте 1921 г., не допускала каких-либо фракционных выступлений членов партии. Невыполнение этого решения, то есть выражение иного, отличного от официально установленного мнения, влекло “за собой безусловное и немедленное исключение из партии”. Однако запрещение фракционной деятельности не могло в полной мере законсервировать тенденцию выявления различных точек зрения на механизм функционирования партийно-государственной системы, даже в рамках одной идеологии. Реальная действительность вносила свои коррективы в политическую практику правящей партии.

Значительное внимание в утверждении партийно-государственной идеологии РКП(б) уделялось отношению к партиям некоммунистической ориентации, охарактеризованным в решениях XII Всероссийской конференции РКП(б), состоявшейся в августе 1922 г., антисоветскими. Речь идет об оппонентах большевиков – партиях меньшевиков и эсеров, которые выражали другие взгляды на динамику общественного развития. Признав их контрреволюционными, РКП(б), располагавшая монопольным положением в политической системе, лишила своих оппонентов права на легальную политическую деятельность, полагая неизбежным с этой целью применение силовых методов давления – репрессий.

Установление идейной монополии партии непосредственно было связано с деятельностью органов ГПУ-ОГПУ, которые выполняли принудительно-карательные функции в отношении инакомыслящих.

Однако введение новой экономической политики вносило значительные коррективы в эволюцию идейных воззрений большевиков. Они стали осознавать необходимость смягчения политической атмосферы в целях укрепления диктатуры пролетариата. В этом плане одна из главных задач заключалась в либерализации отношения к специалистам. Реформы нэпа привели к применению структур рыночного механизма, в связи с чем возникла большая потребность в квалифицированных кадрах. В данном контексте актуальной стала проблема выдвижения на ответственные хозяйственные посты представителей беспартийной интеллигенции. Однако такая постановка проблемы вызвала недовольство со стороны части коммунистов. Старая гвардия с большим революционным опытом и молодое поколение членов РКП(б), стремясь сохранить выгоды предоставляемых соответственно должностной структуре привилегий, а также руководствуясь психологией принадлежности к основным классам общества, негативно относились к буржуазным специалистам. Концепция руководящей роли Коммунистической партии в политической системе, принятая на XII съезде РКП(б), состоявшемся в августе 1923 г., давала директиву на вытеснение идейных оппонентов. Экономические преобразования, связанные с переходом к нэпу, - введение частнохозяйственного капитализма, свободы торговли, товарно-денежных отношений, - не были подкреплены соответствующим политическим фундаментом. Поэтому они были обречены на нестабильность и диспропорцию, что способствовало возникновению в кругах интеллигенции негативной реакции на политику правящих кругов. Развитие общественных процессов поставило перед новой властью задачу предоставления интеллигенции возможности издательского творчества в целях выражения своих позиций. Однако стремление к установлению идейной монополии определило негативное отношение правящей партии к проявлениям воззрений, критикующих Советскую власть. Преследование за идейные убеждения было поставлено на уровень государственной политики. В 1922 г. насильственной высылке за границу были подвергнуты крупнейшие обществоведы, ученые с мировым именем. Отсутствие механизма выражения плюрализма мнений стало неотъемлемой частью внедрения коммунистической идеологии в обществе.

С переходом к нэпу появились нэпманы, олицетворявшие, с позиции партийно-государственного руководства, мелкобуржуазную стихию. Сменовеховство воспринимало их как носителей экономического возрождения страны. Кроме того, оно не признавало прав бывших владельцев на собственность, выступая в защиту интересов новых частных предпринимателей. Это идейное течение не входило в рамки коммунистического мировоззрения диктатуры пролетариата. XIII конференция РКП(б), состоявшаяся в январе 1924 г., одной из очередных задач партии признала борьбу за чистоту марксистско-ленинской идеологии, направленную против инакомыслия.

Одним из важных направлений утверждения идейной монополий РКП(б) являлась выработка и укрепление политических приоритетов в области культуры. С точки зрения В.И. Ленина, новое общество невозможно было построить без учета и овладения культурным наследием прошлого. Однако этот, на первый взгляд, позитивный процесс должен был соответствовать идеологическим доктринам партии. Несколько иных воззрений в этом вопросе придерживался А.А. Богданов, один из идеологов Пролеткульта, считая, что пролетариат должен иметь самостоятельную культурно-творческую организацию, нацеленную на его приобщение к духовному наследию. Правящая партия как авангард рабочего класса и мысли не допускала о возможности влияния на него со стороны какой-либо другой организации. Она лишила Пролеткульт автономного существования, в полной мере подчинив его своему контролю и руководству.

Процесс легитимации идейной монополии партии был основан на действии механизма вытеснения инакомыслия, что исключало возможность идейного сотрудничества и взаимопонимания с другими политическими силами. Незначительный уровень допуска плюрализма мнений на начальном этапе новой экономической политики, связанный с введением частнокапиталистических отношений, вызвал в обществе далеко неоднозначную реакцию с точки зрения абсолютного восприятия процесса социалистического строительства. Применение административно-силовых методов в целях реализации партийных доктрин вело к обострению социально-классовых отношений в стране. Установление идейной монополии РКП(б) соответствовало ее положению в политической системе общества как единственной, легально функционирующей партии.