Вдовин И.А. (МГУ им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет)

“Проблема юга” в произведениях русской общественной мысли XVII века

 

XVII столетие стало переломным в истории русской общественно-политической мысли. Изменения в международном статусе Русского государства, политическая конъюнктура в западной и, в особенности, восточной Европе, вопросы международных отношений, отношение к чужому культурному наследию требовали глубокого историко-теоретического осмысления. Под “проблемой юга” мы понимаем отражение всех проблем, связанных со взаимоотношениями России и ее могущественных южных соседей. Разумеется, “проблема юга” не ограничивалась лишь осознанием той опасности, которую всегда представляла для России политика Крымского ханства и Османской империи на юге. Общественная мысль зафиксировала не только представления о необходимости проведения определенной внешнеполитической линии на юге, но и гораздо большее — феномен контакта и взаимодействия двух сильнейших государств, представителей разных культур — христианской православной России и мусульманской Турции. Особого внимания заслуживает отношение в России к православным единоверцам — южным славянам и грекам, подданным турецкого султана.

История противостояния России кочевым и мусульманским народам, которые получили ставшее традиционным наименование “агаряне”, началась не в XVII столетии. Однако именно в XVII в. национальные интересы России — необходимость воссоединения с Украиной и ликвидации очага постоянной угрозы на юге — Крымского ханства получили возможности реализации. Борьба с агарянами и “агарянским насилием” трактовалась общественной мыслью в широком понимании как то противостояние “леса” и “степи”, которое вела Россия с самого зарождения собственной государственности.

Само отношение русской общественной мысли к православным единоверцам в Османской империи — грекам и южным славянам — претерпевает определенную эволюцию в XVII в. На наш взгляд, необходимо говорить об эволюции в более широком смысле — изменении отношения ко всем православным, как на Украине, так и в Турции. Представляется обоснованным ставить вопрос об идее “конфессионального единства” как своего рода продолжении и развитии идеи этнического, славянского, национально-государственного единства.

Именно первая четверть XVII в. стала временем “ренессанса” для идеи “Москва — третий Рим”. Эта концепция находит свое отражение как в памятниках летописания (Летописец Новый, Московский летописец), так и в публицистике (Повести о начале Москвы, Повесть о двух посольствах, Сказание о Петре волоском воеводе и др.). Рассматривая основные идеи, которые были высказаны в этих произведениях, созданных, вне всякого сомнения при участии деятелей Посольского приказа, мы приходим к выводу о правомерности определения конца первой трети XVII в. как своеобразного рубежа в понимании общественной мыслью “проблемы юга”. Идеи активного противоборства с Турцией и помощи в освобождении угнетенным православным народам становятся важнейшими в публицистических сочинениях 1630-х — 1640х гг., таких, как “Повесть о взятии Азова в 1637 г.”. Даже сам факт взятия Азова донскими казаками в 1637 г. уже в 1630-е гг. попадает в хронографы вместе с “Повестью...” и интерпретируется в масштабах мирового противостояния православных христиан и агарян.

Серьезным рубежом в культурных запросах и интересах общества можно условно назвать 1640—50-е гг., время, когда окончательно отходит в прошлое “эпоха Филарета” с ее идеей замкнутости русского православия. Весьма актуальной для этого времени становится проблема воссоединения с восточными славянами и идея восточнославянской православной империи. В отношении же единоверцев на юге особый интерес вызывает трансформация концепции “Москва — третий Рим”, “проекты” освобождения Царьграда и пророчества на эту тему и, разумеется, сами политические и религиозные связи между верховной властью в России и православными церквами в Османской империи. Есть основания полагать, что “проблема юга” действительно приобретает особую актуальность в середине XVII в., после восшествия на патриарший престол Никона. Его активную реформаторскую деятельность по исправлению книг почти невозможно понять, не принимая во внимание его интереса к внешней политике и судьбам вселенского православия.

Весьма характерно и то, что в патриаршем Своде 1652 г. удалены ставшие неактуальными оценки России в русле концепции “Москва — третий Рим”. Позиция составителей Свода может быть определена как антитурецкая и прогреческая, поскольку в нем реабилитируется восточная православная церковь, а теория “Москва — третий Рим” утрачивает идею изолированного развития как единственного способа сохранения христианства и государства.

Таким образом, после эпохи Смутного времени русская общественная мысль прошла большой путь в осознании “проблемы юга” как проблемы взаимоотношений России и ее южных соседей в самом широком смысле. Концепция “Москва — третий Рим” в ее первоначальном понимании отошла в прошлое с окончанием “эпохи Филарета” и курса на “оборону православия”. Начиная с 1650-х годов наблюдается возрастание интереса русской церкви и верховной власти к православным единоверцам в Польше и Османской империи. Именно с Россией связывали они свои надежды на освобождение от национального и религиозного гнета. После завершения русско-польской войны в 1667 г. уже не существовало преграды для создания мощной коалиции двух крупнейших восточноевропейских славянских государств против агрессивной политики своих южных соседей — Турции и Крымского ханства. Именно с этими внешнеполитическими явлениями связана актуализация “проблемы юга” и идеи славянского единства в русской публицистике 1670-х гг. Во второй половине XVII в. продолжилось активное взаимодействие русской и западной общественной мысли — многие русские произведения этого периода близки к жанру “Turcica”, широко распространенному на Западе.

Итак, для общественной мысли XVII в. было характерно постепенное возрастание интереса к “проблеме юга”, выразившееся в осознании “турецкой опасности” и поиске путей борьбы с ней.

 

Аннотация

 

Вдовин И.А. (МГУ им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет)

УДК 327.001

“Проблема юга” в произведениях русской общественной мысли XVII века

 

В данной работе на основании широкого круга летописных и публицистических источников представлена концепция развития внешнеполитического аспекта государственной идеологии. Прослеживается эволюция представлений в русской общественной мысли XVII в. по вопросам взаимоотношений России и мусульманского мира. Обосновывается точка зрения о конце первой трети XVII в. как времени “перелома” в развитии общественных взглядов на “проблему юга”.

 

Abstract

 

Vdovin I. (Moscow State University, History Department)

“Problem of the South” in works of russian public thought of XVII century

 

In this work, based on wide range of chronical and literary sources is presented the concept of development of foreign political aspect in state ideology. Author traced the evolution of apprehensions in russian public thought of XVII cent. on relationship between Russia and muslim world. The point of view about the 1640-s as a time of turning point in development of “Problem of the South” in public thought is founded.