Щербакова Е.В.

Общественная деятельность московских масонов

последней четверти XVIII века

МГУ (Историч. факультет)

 

Масонство – как историко-культурное явление, привнесенное на русскую почву еще в середине 18 века, обрело в последней четверти века своих приверженцев. Наибольший интерес для изучения представляют собой московские мистики, получившие название "мартинисты", в честь автора одной из популярнейших в их рядах книги "О заблуждениях и истине" Клода Сен-Мартена.

Распространение учения Вольных каменщиков в России во–многом связано с духовным кризисом образованной части русского общества, которые, прервав свою связь с ортодоксальным православием, в то же время не могли воспринять модное рационалистическое учение "вольтерьянства". Масонство же по своей природе, тяготевшее к мистике и теософии, в то же время не противопоставляло себя положительному знанию о мире и человеке.

Излагая студентам Московского Университета основы учения Вольных Каменщиков, профессор И.Г. Шварц, один из виднейших деятелей московского масонства 80-х годов XVIII века, учил, что средством к постижению истины должны служить разум (наука) ,чувство (литература и искусство) и откровение (религия). Только пройдя эти три ступени познания, можно было достичь истинного просвещения. И лишь просвещенный высоконравственный неофит мог подняться до сокровенных тайн познания Бытия.

Данная концепция была основана на трудах христианских мистиков, таких, как И. Беме, И. Арндт и уже упомянутый К. Сен-Мартен, а также на учении теософов более раннего времени, среди которых прежде всего следует назвать Фому Кемпийского и его книгу "О подражании Христу" (1494г.).

Книги выше названных авторов не раз издавались в масонских типографиях Москвы, к ним следует отнести прежде всего типографию Н.И.Новикова, И.В.Лопухина, типографию компании Типографической, а также тайную масонскую типографию. Последняя печатала книги в ос-

новном для употребления Ордена. Деятельность же трех других была направлена на распространение масонского учения среди широких слоев общества.

Масонство как система строго иерархичная в своем первоначальном варианте, так называемом масонстве старой английской системы, имело три степени посвящения Ученик–Подмастерье–Мастер. При дальнейшем распространении и развитии в странах Западной Европы масонство приобрело свои специфические черты. В основном это касалось усложнения масонской иерархии, появление новых высоких градусов, в некоторых масонских ложах, доходящих до 33 и распространения новых масонских систем.

Новое преломление масонское учение получило в розенкрейцерстве, наиболее распространившемся в конце 18 века в Германии. Розенкрейцерство соеденило в себе учение гностиков 2-3 веков н. э. и средневековую обрядность рыцарей-тамплиеров.

Несмотря на то, что с 1782 г. после Вильгельмсбаданского масонского конгресса розенкрейцерство начинает проникать и в Россию,

здесь оно не получило достаточного распространения среди братьев, имевших преимущественно невысокие градусы.

Русские братья продолжали придерживаться идей иоановского или символического масонства, имевшего только три степени о которых уже говорилось выше.

Это масонство получило также название нравственного, поскольку его адепты были озабочены прежде всего проблемой потери морально-нравственных ориентации в обществе. Символическое масонство основной своей задачей считало нравственное совершенствование общества, что, по мнению масонов, могло произойти только при условии совершенствования отдельной личности. Поэтому просвещение предполагалось начинать с себя с самопознания и самовоспитания.

Неоценимую помощь в следовании по этому пути должны были ока зать книги, издаваемые в масонских типографиях, особенно в типографии Н.И. Новикова, как наиболее талантливого книгоиздателя и члена Ордена, все свои силы отдавшего распространению просвещения в России.

"Чтение есть тинктура, которая неприметными капельками делает спасительные превращения в тысячах и многие годы" - писал в своих записках один из значительнейших деятелей русского масонства того времени И.В. Лопухин.

Большая часть философской литературы, вышедшей в масонских типографиях (начиная с изданий раннехристианских философов и заканчивая трудами о морали светских авторов той эпохи) посвящена этическим проблемам, вопросам личной и общественной нравственности.

"В результате чтения должно быть не столько накопление новых знаний, сколько самопознание на основе Бога и природы" – писал И.А. Артемьев, представитель мистического направления в русском масонстве в книге "Душа добродетели".

Вера в незыблемость христианских ценностей была составной частью учения мартинистов. Поэтому и в число семи основных масонских добродетелей входили терпение, покорность, нравственность или религиозность и любовь к ближнему.

И все же при всей эклектичности их мировоззрения духовная жизнь московских масонов тяготела к православному направлению.

"Мудрый в молитвах, воссылаемых к Богу должен согласовываться с обрядами той земли, в которой он жизнь проживает”, - Аполлос Байбаков. “Вера, Надежда, Любовь. Учение богословского состав.”

М., тип. Московского Университета, 1782 г.

При том, что московские мартинисты считали для себя возможным отрицательно высказываться о церковной обрядности и о духовном облике православных священников, который не соответствовал их собственным требованиям об “истинном христианстве”, тем не менее, многие из них являлись прихожанами православных храмов.

Основной принцип учения Вольных Каменщиков о самопознании, самовоспитании и самосовершенствовании находил свое отражение в просветительской и филантропической работе московских мартинистов.

Основная их заслуга состоит в том, что они начали издание морально–нравственной литературы во время, когда основным спросом у читателя пользовался французский развлекательный роман. Под руководством Н.И. Новикова была организована книгоиздательская деятельность и книжная торговля не только в столице, но и в целом по стране.

В то же время на средства братьев были учреждены различные благотворительные общества, такие как "Собрание университетских питомцев" и переводческая семинария, где также работали студенты Московского Университета. На средства мартинистов были открыты библиотека, больница, аптека. На каждом собрании вносились деньги для пожертвования бедным.

Общественная деятельность русского масонства внесла многие новые важные черты в развитие культурной жизни русского общества последней четверти XVIII века.

 

 

 

Щербакова Е.В.

Общественная деятельность московских масонов

последней четверти XVIII века

(МГУ, Исторический факультет)

 

Статья Щербаковой Е.В. ”Общественная деятельность московских масонов последней четверти 18 века“ посвящена проблеме распространения в России учения вольных каменщиков. Автор рассматривает вопрос о развитии и адаптации на русской почве различных масонских систем, а также причины популярности масонского учения и его преломления в свете православного миросозерцания представителей образованного русского общества. Особое внимание сосредоточено на просветительской и филантропической деятельности Новиковского кружка, которая являлась реальным воплощением их понимания масонской этики. Важнейшим средством просвещения отдельной личности и общества в целом московские масоны считали издание книг. Это касалось не только распространения масонской литературы, но и книг морально нравственного и духовного содержания,

 

The article by Scherbacova E.V. ”Public activity of Moscow frankmasons of the last quarter of the 18 century” dwells on the problem of extending ideas of the frankmasons in Russia in the end of the 18 cetury. The author emphasizes development and adaptation of great variety of frankmasonic systems at the Russian sole, as well as the cause of popularity of frankmasonic study and its interpretation in the focus of ortodox world outlook of the Russian nobility.

Special attention paid to the educational and philantropic activity of the Novikov’s circle, which was the real embodiment of their conprehention of frankmasonic ethics.