СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЛА О “НЕПРИГОЖИХ РЕЧАХ” КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ В 17 В.

ЛУКИН П.В. МГУ, Исторический факультет

В последнее время особое внимание отечественной исторической науки привлекают проблемы, связанные с духовной жизнью людей прошедших эпох, с тем, что разные историки называют “менталитетом”, или “картинами мира”, или “системами представлений”. В этом смысле изучение народных представлений о государственной власти, о том, какой она должна быть и какой является в реальности - задача первостепенной важности. В частности чрезвычайно плодотворным в этом смысле может оказаться изучение истории 17 столетия.

Имеющиеся в историографии работы, затрагивающие эту тему, не лишены, на наш взгляд, серьезных недостатков, прежде всего в методологическом и источниковедческом плане. Среди таких недостатков можно назвать следующие: тенденцию говорить a priori на основании нескольких текстов о представлениях русских людей 17 в. как о едином целом и абстрагироваться от возможных различий социально-политических представлений разных групп и слоев общества; использование источников, чье “социальное происхождение” определить очень трудно (например, пословицы), преимущественное внимание к опубликованным источникам и источникам, связанным с различными формами социального протеста.

Важнейшими проблемами, поэтому, являются правильный выбор источников и правильная методика их исследования. В этом смысле большой интерес вызывают следственные дела по так называемым “непригожим речам”. Специалисты обращались к ним еще в начале века, а в 1911 г. Н.Я.Новомбергский опубликовал значительную часть дел из фонда Разрядного приказа, относившихся к первой половине 17 в. (до 1649 г.).

“Непригожие” (или иначе “непристойные”) речи - это высказывания, которые, с точки зрения российских органов власти 17 в., наносили ущерб “государской чести”, начиная с безобидных обмолвок, кончая теми, в которых обнаруживался умысел к тяжкому противогосударственному преступлению (“я де царю горло перережу”).

Следственное дело по “непригожему делу” состоит из целого ряда отдельных документов. Из них первым и основным источником для нас является изветная челобитная. Однако в случае ее отсутствия в деле, могут использоваться отписка воеводы царю, ответная царская грамота, расспросные речи изветчика, обвиняемого и свидетелей, очные ставки, выписка в доклад.

Важнейшими достоинствами данного типа источников являются следующие его особенности.

Во-первых, “непригожие дела” отражают своего рода “прямую речь” людей 17 в., и в этом они выгодно отличаются от, например, записок иностранцев или памятников официальной идеологии. Во-вторых, автор “непригожих речей” всегда известен, известны его сословие и социальное положение. В-третьих, данный тип источников не связан своим происхождением с определенными событиями и отражают народные представления не только в экстремальных ситуациях, но и в спокойные времена.

Следственные дела о “непригожих речах” хранятся в Российском Государственном Архиве Древних актов (РГАДА) в фондах московских приказов и местных приказных изб.

На какие проблемы могут в первую очередь помочь пролить свет эти источники?

1. Проблема народных представлений о сакральном характере царской власти и сакральности фигуры царя.

Каким образом отражалась в представлениях простых людей официальная идеология, утверждавшая в той или иной форме в течение 17 в. божественной высшей власти в государстве? На этот счет есть разные мнения. С помощью рассматриваемых источников, думается, можно в какой-то степени ответить на поставленный вопрос. В частности, на этом материале можно проверить концепции Б.А.Успенского о скарализации царской власти в России в 17 в.

2. Проблема самозванчества в народных представлениях 17 в.

Изучение самозванчества, причин необычайной распространенности этого явления в России начиная со Смуты, началось еще в 19 в. Следственные дела о “непригожих речах” могут дать новый материал для разработки этого феномена как элемента народных представлений.

3. Проблема сословий и их взаимоотношений в народных представлениях 17 в.

Конечно, “непригожие речи” - это в значительной степени высказывания по адресу царя, и в той или иной степени затрагивающие его “честь и достоинство”. Но все же “государевы дела” могут помочь понять, как в народных представлениях оценивались сословия и их взаимоотношения. Естественно, что здесь нужно всегда особенно четко знать, к какой именно социальной группе, к какому сословию принадлежит автор того или иного высказывания. Исследование с этой точки зрения следственных дел о “непригожих речах”, видимо, сможет в ряде случаев дополнить наши знания о восприятии в русском обществе 17 в. происходивших тогда процессов консолидации сословий.

4. Роль духовенства и церкви в государстве и обществе в народных представлениях 17 в. Социально-политические представления духовенства.

Вопросы, связанные с церковью, следует выделить особо прежде всего в силу огромного воздействия религии на все сферы человеческой жизни в 17 в. Они как бы распадаются на две части: во-первых, как понималось место духовенства в обществе и государстве представителями других сословий; во-вторых, что думали сами духовные лица о значении своего сословия и взаимоотношениях “священства” и “царства”.

5. “Общественное мнение”: восприятие народом политических событий.

Термин “общественное мнение”, разумеется условен. Скорее тут нужно говорить о “слухах и толках” (термин С.В.Бахрушина). При исследовании всего этого комплнкса вопросов необходимо учитывать то, что правильно понять реакцию людей 17 в. на конкретные политические события можно, лишь предварительно проанализировав их более общие социально-политические представления.

 

ЛУКИН П.В. МГУ, Исторический факультет.

СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЛА О “НЕПРИГОЖИХ РЕЧАХ” КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 17 В.

 

В докладе показываются возможности следственных дел о так называемых “непригожих делах” как источника для изучения народных представлений о государственной власти в России в 17 в. “Непригожие речи”, т.е. высказывания, которые рассматривались органами власти как наносящие ущерб чести царя или членов его семьи, приравнивались к политическим преступлениям. В действительности, “непригожие речи” чрезвычайно многообразны, некоторые из них могут показаться обмолвками, но так или иначе у этого типа источников есть существенное преимущество: он может выражать то, что на самом деле думали простые люди.

The paper shows how the materials of investigations on cases connected with so called indecent words could be used as a source on popular attitudes to a tsar and a power in Russia in the 17-th century. “Indecent words”, being estimated as insults to the tsar or to the members of his family, were considered by the government to be a political crime. In fact the “indecent words” were very various; some of them may appear as mere slips of the tongue. But in any case this type of sources has an important advantage: it may reflect the real popular way of thinking.