23–24 августа 2023 года на историческом факультете МГУ состоялась летняя онлайн-школа для учителей истории “Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе”, в ходе которой были рассмотрены стратегии преподавания узловых проблем истории России с древнейших времен до начала XXI века.
В работе школы принял участие 351 педагог из 61 региона России -– от Калининградской области до Приморского Края, от Республики Дагестан до Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Присутствовали участники из трех стран ближнего зарубежья (Республика Беларусь, Казахстан, Украина), а также из Нидерландов.
В качестве лекторов выступили сотрудники исторического факультета МГУ – ведущие отечественные историки, читающие общие и специальные курсы по истории России на историческом факультете, а также других факультетах МГУ. Модерировалм работу школы заместитель декана по учебно-методической работе, к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории В.Н. Истратов, начальник отдела дополнительного образования, к.и.н., в.н.с. кафедры новой и новейшей истории О.И. Агансон, к.и.н., научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории П.Ю. Князев и ведущий специалист отдела дополнительного образования С.С. Сарбаева.
Организаторы и участники летней школы обратились к разбору некоторых узловых вопросов истории России, таких как становление российской государственности, проблема реформ и модернизации, отражение злободневных социально-политических тем в произведениях культуры.
В лекции "Русская икона как исторический персонаж" к.и.н., доцент кафедры истории Церкви Г.М. Запальский предложил посмотреть на русскую икону не как на объект, памятник истории или предмет религиозного культа, а как на субъект.
Лектор отметил, что русская икона играла активную роль в жизни отдельных семей, городов, регионов и в истории всей страны. Иконы в народном представлении совершали исцеления, защищали народ во время войн и эпидемий, сообщали людям богословские знания. Они размеряли время и пространство: входили в церковный календарь, указывали места для основания монастырей, выстраивали паломнические маршруты. При всем этом русская икона менялась со временем, отражая разные эпохи.
В рамках лекции "Эпоха дворцовых переворотов в произведениях русского изобразительного искусства (размышления историка)" д.и.н., с.н.с. лаборатории истории культуры В.П. Богданов рассмотрел особенности истории России XVIII в. в отражении произведений изобразительного искусства.
Автор предложил слушателям поразмышлять над проблемой получения и интерпретации информации из изобразительных источников, созданных синхронно с происходившими событиями, явлениями и процессами (работы И.П. Аргунова, В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого и др.). Затем автор показал, как реалии XVIII в. осмысливались художниками XIX в. (картины Н.Н. Ге, В.И. Сурикова, В.И. Якоби и др.). По мнению В.П. Богданова, произведения изобразительного искусства представляют информацию как источникового, так и историографического плана (что важно иметь в виду в исследовательском процессе) и обладают большим объяснительным потенциалом (что полезно учитывать в педагогической деятельности).
В лекции "Суверенитет постсоветской России: вехи формирования" заместитель декана по научной работе, д.и.н., доцент кафедры истории России XIX века – начала ХХ века Д.А. Андреев рассмотрел два главных аспекта понимания суверенитета в современной РФ.
С одной стороны, это обеспечение суверенитета нашей страны над всей её территорией (внутренний суверенитет), а с другой стороны - суверенитет внешний, который прежде всего предусматривает независимый, самостоятельный курс на международной арене. Вехи формирования внутреннего суверенитета связаны с подписанием Федеративного договора 1992 г., выстроившего своеобразную иерархию суверенитетов внутри страны, а также с принятой в 1993 г. Конституцией: её статьи обеспечивали верховенство федеральных законов и обеспечение целостности территории Российской Федерации. Бело показано, каким образом в ходе последующих административных реформ внутренний суверенитет был укреплен. Были рассмотрены и вехи формирования внешнеполитического суверенитета, в частности – деятельность министра иностранных дел Е.М. Примакова , который “долгой и кропотливой работой” в тяжелых условиях 1990-х гг. собирал силы, стремясь подготовить самостоятельное решение Россией внешнеполитических вопросов. Во время бомбардировок силами НАТО территории Югославии (1999 г.) Россия продемонстрировала свою самостоятельную роль в мировой политике, выразив несогласие с политикой Запада. Лектором были рассмотрены дальнейшие мероприятия по укреплению внешнеполитического суверенитета нашей страны в 2000-е – 2020-е гг.
В лекции к.и.н., доцента кафедры истории России XIX века – начала ХХ века А.П. Шевырева “Визуальные источники по истории пореформенной России” были показаны возможности использования визуальных источников при преподавании истории пореформенной России.
Лектор выделил ключевые особенности русской художественной культуры второй половины XIX. По мнению Александра Павловича, они заключаются в том, что передвижники в своих жанровых картинах стремились выражать общественные идеи, а для этого должны были максимально точно воспроизводить окружающую их реальность. При этом их картины отличались динамичностью, поскольку они воздействовали на зрителя не только тем, чтоб было изображено на картине, но и будили его воображение тем, что предшествует и что последует за сюжетом. Лектор показал, как в картинах Бориса Кустодиева, Владимира Маковского, Григория Мясоедова, Ильи Репина, Константина Савицкого и других художников отразились такие события и явления, как Великие реформы, социальные условия жизни крестьян, помещиков, горожан в пореформенное время, народническое движение.
Лекция к.и.н., доцента кафедры истории России до начала XIX в. А.Е. Тарасова "А был ли Рюрик?” была посвящена родоначальнику династии русских князей. Лектор обратил внимание на особенности различающихся между собой свидетельств о Рюрике в источниках.
Также было показано, как на протяжении Средневековья и раннего Нового времени постепенно дополнялся образ Рюрика. Аркадий Евгеньевич отметил, что большинство современных исследователей не сомневается в историчности Рюрика, при этом, по их мнению, свидетельства о “призвании варягов” и о деятельности Рюрика на Руси уже на раннем этапе фиксации отражали неоднократно переработанное предание, дошедшее до нас в текстах летописей.
В лекции чл.-корр. РАН, заведующего кафедрой исторической информатики, д.и.н., профессора, Л.И. Бородкина "Что мы знаем о месте России в мировой экономике и темпах её промышленного развития в начале XX века?" были рассмотрены особенности индустриализации России накануне Первой мировой войны.
Детальный анализ ключевых экономических показателей России лектор дополнил её сравнением с другими ведущими европейскими экономиками, которые проживали путь индустриализации (Великобританией, Германией и США). По мнению Леонида Иосифовича, промышленное развитие России отличала более заметная, нежели в странах Запада, роль государства в регулировании экономических процессов, а также острые (в отсутствие профсоюзов) конфликты между рабочими и предпринимателями. Развитие российской промышленности также характеризовали высокие темпы роста, формирование рабочей силы в промышленности из бывших крестьян, а также значительная роль иностранного капитала и технологий в процессе индустриализации. Особое внимание в лекции было уделено железнодорожному строительству, которое было важным фактором индустриализации и связывало различные экономические районы страны воедино.
В лекции "Новая экономическая политика: «всерьез и надолго, но… не навсегда»" к.и.н., доцент кафедры истории России ХХ-ХХI вв. А.В. Хорошева рассказала о предпосылках перехода к новой экономической политике и о том, чего ожидало от неё партийное руководство, были рассмотрены оценки потенциала нэпа в историографии.
Среди конкретных мероприятий, проводимых в рамках НЭПа, были рассмотрены изменения в системе управления государственными предприятиями, введение хозрасчета, создание трестов и синдикатов, концессий, кооперативных предприятий, проведение частичной денационализации предприятий и финансовой реформы 1922-1924 гг. Г.Я. Сокольникова, изменения в сельском хозяйстве (продналог, аренда земли, легализация наемного труда, сельскохозяйственная кооперация и др.), а также кризисы НЭПа.
(нажмите на соответствующую закладку для выбора нужного дня школы)
Предлагаем вашему вниманию видеозапись первого дня школы со ссылками на прочитанные лекции
нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
при просмотре на некоторых мобильных устройствах после выбора фрагмента записи необходимо нажать кнопку "пуск" в экране плеера
Предлагаем вашему вниманию видеозапись второго дня школы со ссылками на прочитанные лекции
нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
при просмотре на некоторых мобильных устройствах после выбора фрагмента записи необходимо нажать кнопку "пуск" в экране плеера
Работа школы прошла в тёплой и дружественной атмосфере, и многие слушатели высказали желание вновь принять участие в аналогичных летних мероприятиях, проводимых историческим факультетом МГУ.
В процессе занятий удалось расширить свои знания по истории России, некоторые темы и вопросы восприняты в новом контексте. Очень понравились темы, связанные с культурой нашего государства. Очень богатый визуальный материал; и главное, в очередной раз убеждаюсь в том, как можно через то или иное произведение искусства рассмотреть любое историческое событие. Для меня было важно погружение и в источниковедение, и в историографию, и в искусствоведение. Приятно почувствовать себя вновь студентом высшего учебного заведения - особенно Московского государственного университета. Спасибо всем за труд! Надеюсь и дальше принимать участие в мероприятиях исторического факультета МГУ. |
|
Получил огромное удовольствие от организации, а также от потрясающих, интересных лекций! В этом году всё было просто “супер”! Спасибо всем причастным к проведению мероприятия, а также замечательным докладчикам! |
|
Огромная благодарность организаторам, лекторам и модераторам Летней школы! Как всегда, представлен интересный и полезный материал. Спасибо лекторам за то, что делятся своими бесценными наработками. Участвую третий год подряд и с удовольствием ещё приму участие! |