Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Новости для поступающих

28.03.2022 Круглый стол "Проблемы идентичности в эпоху тоталитаризма и посттоталитаризма в Италии  4642 

Круглый стол "Проблемы идентичности в эпоху тоталитаризма и посттоталитаризма в Италии

28 марта 2022 года на кафедре этнологии исторического факультета МГУ под руководством заместителя заведующего кафедрой, к.и.н. доцента М.Н. Бахматовой прошел круглый стол аспирантов и студентов "Проблемы идентичности в эпоху тоталитаризма и посттоталитаризма в Италии" (к столетию "Похода на Рим" 27-30 октября 1922 г.).

Тон дискуссии задал доклад аспиранта кафедры этнологии Антона Неретина на тему "Проблема идентичности в Италии эпохи Бенито Муссолини". Используя методологические подходы школы "культура и личность", выступающий проследил этапы становления Б. Муссолини как человека и политика, начиная с самого раннего возраста; показал как ход Первой мировой войны повлиял на судьбу целого поколения итальянцев; как послевоенный период, со всеми его политическими, экономическими, социально-психологическими проблемами подготовил почву для складывания фашистской идеологии.

С приходом в 1922 году к власти Б. Муссолини в Италии начался беспрецедентный социальный эксперимент по конструированию нового общества и модификации идентичности итальянцев, который опирался на новейшие научные достижения по изучению поведенческих особенностей человеческих сообществ, психологии масс, коммуникации и манипуляции сознанием. Б. Муссолини удалось привлечь на свою сторону Римско-католическую церковь, способствовав разрешению в 1929 г. т.н. "римского вопроса". К середине 30-х гг. консолидация итальянского общества, как казалось, достигла невиданного размаха. Однако логика это сложного и многогранного процесса привела не только к триумфам, связанным с образованием империи в 1936 году, но и к "расовым законам" (1938 год), поставившим итальянское общество перед тяжелым моральным выбором, а в итоге ввергла Италию в сокрушительную для нее войну.

А. Неретин рассмотрел, какую роль сыграло в становление фашизма структурное насилие и пресловутый "конформизм" итальянцев, поднял вопрос коллективной травмы, ставшей следствием поражений на Восточном фронте, предательства политических элит в сентябре 1943 года и событий гражданской войны. Была затронута и тема коллективной памяти, из которой вымарывались целые трагические страницы  послевоенной истории.


В последовавших выступлениях магистранты кафедры этнологии рассмотрели важные теоретические и методологические сюжеты, с разных сторон освещающие проблему идентичности в эпоху тоталитаризма.

Анна Головина всесторонне проанализировала концепт "структурного насилия", сформулированный Й. Галтунгом и проследила, какие формы этот вид насилия принимал на протяжение XX века в разных странах. Александра Кухаренко затронула проблему коллективной травмы в посттоталитарную эпоху. Екатерина Панина посвятила свой доклад гендерной истории фашистского общества, сфокусировав свое внимание на той роли, которая была уготована итальянским женщинам в эпоху Муссолини. Большой интерес представили два тематически связанных выступления о тенденциях городской архитектуры 1920-30-х гг. (Глеб Пиманов) и образе Рима в формировании идентичности эпохи "двадцатилетия" (Яхань Чжан). Важным штрихом в создание полноты картины рассматриваемой эпохи стало выступление Екатерины Цветковой о роли Римско-католической церкви в складывание фашистской идеологии и формирование нового типа итальянской идентичности.

После выступлений разгорелась оживленная дискуссия, в которой приняла участие и М.Н. Бахматова, подчеркнувшая важную роль социальной мифологии, лежавшей в основе идеологии фашизма, а также борьбы за политическое и символическое наследие Римской империи, красной нитью проходящей через всю историю Западной Европы, начиная со времен Карла Великого.


Подводя итоги круглого стола, Александра Кухаренко отметила: "Для студентов и преподавателей кафедры этнологии формат круглого стола является отличной возможностью для дискуссии, концептуализации и морфологизации будущих тем. Мы рады, что на заседании присутствовали студенты других кафедр и будем рады видеть всех на наших следующих встречах!"



Назад к списку новостей


Календарь абитуриента