Новости процесса обучения
28 января 2023 года к.и.н., доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века Д.А. Цыганков выступил в лектории Государственного исторического музея с публичной лекцией "«Парламент несовершеннолетних»: студенческая субкультура в России рубежа XIX – ХХ веков", приуроченной ко Дню российского студенчества.
В конце XIX — начале XX века в Российской империи активно развивалось высшее образование. По мере роста численности студенчества всё более заметной становилась и студенческая субкультура. Она проявлялась как в создании формальных и неформальных сообществ (академических организаций, землячеств, кружков), так и в корпоративном мышлении и даже общественно-политическом движении. В ходе лекции Дмитрий Андреевич рассказал об университете как культурном феномене и студенчестве как составном элементе развития университетской культуры в Европе и России, остановился на характеристике основных этапов становления студенчества в России, обратил внимание на формы объединения отечественных студентов и их ценности в конце XIX – начале XX вв.
Выступающий напомнил, что об обучении отдельных русских студентов в немецких университетах известно с конца XV в. Свыше 10 выходцев из России практически одновременно отправились на обучение в Европу в эпоху Бориса Годунова в начале XVII в. Сотни русских студентов учились в Европе в XVIII в. Однако на российские реалии формирования студенческой субкультуры этот опыт заграничного обучения русских студентов практически не влиял и до 1830—1840-х гг. нельзя говорить о студенчестве в нашей стране как об определенном сообществе, связанном общими ценностями.
В русской культуре студенты стали более или менее заметным явлением с эпохи Николая I. Кружок Станкевича, в котором шло формирование ценностей русского идеализма, и кружок Герцена-Огарева, из которого вышли русские материалисты и политики, явно обнаружили две альтернативы в развитии русского студенчества. С одной стороны, студенты стали частью подпольного мира, и в силу юношеского максимализма и непримиримости стали создавать различные утопические проекты (кружок Герцена-Огарева). С другой, стремились обрести цельное мировоззрение, где инструментом для достижения цели являлась наука.
Стремление решать насущные вопросы коллективно и считать, что предложенные собственные ответы – лучшее, что есть в российской интеллектуальной практике стали специфическими особенностями заносчивой и горделивой студенческой субкультуры к середине XIX века, когда молодые люди в Санкт-Петербурге и Москве впервые вышли на улицы столичных городов со своими требованиями. Профессор Московского университета и правовед Б.Н. Чичерин сравнил университеты в 1861 году с "парламентом несовершеннолетних".
Вторая половина XIX – начало ХХ века – это непрекращающиеся попытки студентов-политиков создать мощные подпольные организации наподобие Союзного совета студентов в Московском университете в 1890-е гг., которые впоследствии будут контролировать и направлять студенческую жизнь в сторону политической активности. По справедливому замечанию крупнейшего специалиста по истории российского студенчества А.Е. Иванова подобные организации стали своеобразными прединтеллигентскими организациями либерального толка.
При этом в новых студенческих организациях (землячества и производные от них) понятные требования политического характера (свобода слова, собраний, мечты о гражданском обществе) были до неузнаваемости изуродованы и превратились в способ шантажа тех, кто не разделял методы внедрения этих ценностей в общественное сознание. В результате активные студенты-политики, будучи меньшинством в университете, пытались навязать свои взгляды большинству студентов.
В завершение лекции Д.А. Цыганков предложил не сводить историю студенчества рубежа XIX – XX веков к изучению его противостояния с властью, дополнив традиционные историографические подходы анализом сложного диалога между "академическими" и "политическими" студентами и внимательным исследованием студенческих организаций того времени.
Состоявшаяся лекция – часть программы проводимой музеем акции "День Пушкинской карты". Ее слушателями стали, в том числе, представители студенческих научных обществ (СНО) московских вузов, которые затем обсудили состояние и перспективы студенческой науки, поделились накопленным опытом и договорились о возможных формах сотрудничества студенческих научных обществ вузов-партнеров и Государственного исторического музея.