18 апреля 2022 года на кафедре этнологии исторического факультета МГУ в рамках курса "Психологическая антропология" состоялась приглашённая лекция доцента кафедры истории Узбекистана Самаркандского государственного университета Д.Б.Вафаевой на тему "Домашнее насилие в современном Узбекистане: традиционные и правовые практики преодоления в деятельности квартальной общины махалли. Встреча была организована в соответствии с договором о сотрудничестве МГУ и Самаркандского государственного университета (Узбекистан).
В своем выступлении Джамиля Бакиевна изложила основные итоги исследовательского проекта "Усиление роли женщин путём защиты прав и повышения их трудовой активности в Узбекистане", реализованного в 2018-2020 гг. Проект финансировался Европейским Союзом (АКТЕД-Франция) совместно с Комитетом женщин Узбекистана. Основное внимание в ходе реализации проекта было уделено гендерному вопросу, в частности роли органов самоуправления граждан в обеспечении гендерного равенства. Исследования проводились в двух областях Узбекистана – Самаркандской и Бухарской, к сотрудничеству (в качестве экспертов) были привлечены ученые и преподаватели вузов. Для проведения исследования в Самаркандской области были выбраны три района, где менее благоприятна обстановка в гендерном аспекте. Были использованы количественные и качественные методы исследования: интервью, фокус-группы, анкеты. Результаты исследования показали, что большинством опрошенных признан факт существования домашнего насилия. Все опрошенные признают, что факт насилия в семье существует и больше всего от этого страдают женщины. Сам факт признания проблемы можно рассматривать как первое позитивное достижение, поэтому в дальнейшем рассматривались основные направления работы по искоренению насилия в отношении женщин в семье.
Организациями, помогающими решению данной проблемы и вызывающими наибольшее доверие, были названы в первую очередь – квартальные общины-махалли и женсоветы, затем – правоохранительные органы. Возможно, это связано с тем, что махалля является важной структурой общества в Узбекистане и жители возлагают на махаллю большие надежды в решении всех проблем, в частности и семейных конфликтов. Но вместе с тем, махалля может и положительно и отрицательно повлиять на решение вопросов домашнего насилия. Это зависит от уровня осознания председателями махаллинских комитетов и женсоветами проблемы насилия в отношении женщин в семье. Следовательно, в целях предотвращения возможных ошибок в решении семейных конфликтов, некоммерческим негосударственным организациям следует проводить просветительскую работу с председателями махаллинских комитетов и женсоветами по проблеме конфликтов в семье.
Необходимо отметить также, что опрошенные в качестве организаций, помогающих в решении конфликтов, меньше всего указывают на кризисные центры. Возможно, это связано с тем, что они либо не знают о деятельности существующих кризисных центров, либо их услуги не всем доступны, либо их услуги не соответствуют реальным потребностям жертв, либо методы их работы не учитывают особенности местного образа жизни, либо это связано с месторасположением кризисных центров, большинство которых находятся в городах.
Анализ данных исследования показал также, что опрошенные предпочитают не обращаться в правоохранительные органы. Это может быть связано либо с тем, что они не доверяют правоохранительным органам, либо не хотят, чтобы их семейные проблемы получили широкую огласку. Например, 70% опрошенных убеждены, что женщина должна терпеть насилие.
В исследовании были поставлены и другие вопросы, касающиеся данной проблематики. Одним из важных результатов исследования явилось создание Департамента по работе с женщинами в рамках принятого в Узбекистане закона "О защите женщин от притеснения и насилия" в 2019 году. Рекомендации, данные по результатам исследования, были предложены Комитетом женщин Узбекистана правительству республики:
Преподаватели и студенты кафедры этнологии задали лектору немало вопросов о методах работы с мужской частью населения, о сложившейся судебной практике, о защите прав ребёнка и др. В свою очередь узбекские коллеги задавали вопросы об аналогичных проблемах и практиках их преодоления в России.