Новости процесса обучения
2 марта 2021 года на кафедре истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ состоялся студенческий круглый стол "Русское средневековье в театре и кино", организованный по инициативе к.и.н., ст. преподавателя В.В. Ткаченко и ставший своеобразным продолжением ее спецкурса "Русское средневековье: история и историческая память", прочитанного в осеннем семестре 2020/2021 учебного года.
На протяжении семестра студенты знакомились с особенностями сохранения и конструирования исторической памяти о ключевых событиях и героях русского средневековья, механизмами переосмысления их образов в общественной мысли, литературе и искусстве разных эпох. В заключение курса студентами были написаны исследовательские эссе, посвященные анализу интерпретаций образов русского средневековья в различных художественных произведениях XVIII– XXI вв.
Результаты наиболее ярких работ были представлены авторами в ходе круглого стола. В мероприятии приняли участие преподаватели кафедры.
Заседание открыл заведующий кафедрой, д.и.н. профессор Н.С. Борисов, не раз выступавший консультантом в исторических и просветительских фильмах. Николай Сергеевич рассказал как о месте истории в государственной идеологии России в Средневековье и Новое время, так и о соотношении подлинного научного знания и исторической мифологии в массовом сознании новейшего времени.
К.и.н., ст. преподаватель В.В. Ткаченко в своем выступлении обратилась к эпохе становления русской исторической драматургии, уделив особое внимание вопросу о допустимых границах вымысла и достоверности в художественном творчестве и его осмыслению в теоретических трудах литераторов XVIII в.
Первая часть круглого стола была посвящена отражению средневековой истории в театральном искусстве XIX – начала XX вв.
Магистрант И.Д. Рябова проследила особенности конструирования памяти о русской древности во второй половине XIX в. на примере оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Зам. заведующего кафедрой, к.и.н., доцент Т.А. Матасова отметила влияние политических реалий Российской империи начала XX в. на формирование образа Софии Палеолог в драме-опере А.Ф. Федорова, посвященной этой героине российской истории. К.В. Сироткина проанализировала специфику изображения крещения Руси в либретто Д. Бедного к опере-фарс "Богатыри" в контексте изменения советской государственной идеологии в 1920-1930-х гг. А.В. Волошина исследовала развитие образа царя Федора Иоанновича в театральных постановках одноименной трагедии А.К. Толстого конца XIX и XX вв.
Во второй части круглого стола в центре внимания оказались примеры изображения русского средневековья в советском, постсоветском кинематографе и мультипликации.
Доклад к.и.н, м.н.с. М.В. Калинина был посвящен отражению реалий русского прошлого и советского настоящего в фильме С.М. Эйзенштейна "Александр Невский". Магистрант Д.О. Жаров обратился к исследованию образа Куликовской битвы в выпущенном к 600-летию этого события мультипликационном фильме "Лебеди Непрядвы". Магистрант Е.С. Садова выявила механизмы трансформации фольклорных сюжетов в мультфильме "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Изучение богатырской темы в современном кинематографе было продолжено ст. преподавателем Л.П. Горюшкиной на примере художественного фильма "Сторожевая застава" (реж. Ю. Ковалев). Студент бакалавриата С.Д. Мокрушин обозначил особенности современных представлений о церковном расколе XVII века на примере сериала "Раскол" (реж. Н.Н. Досталь).
В заключительной дискуссии были отмечены широкие перспективы изучения художественных интерпретаций образов прошлого в театре и кино XVIII-XXI вв. и связанных с ними массовых представлений о русской средневековой истории, а также высокий педагогический потенциал подобных студенческих мероприятий.