Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница газеты Студенческая Летопись  

"Студенческая Летопись"
№ 4(6), сентябрь-октябрь 2009 г.
Тема номера

Военные сражения и исторические костюмы мы можем наблюдать не только в кино, но и в клубах по исторической реконструкции. Что это? Серьезная попытка воссоздать прошлое или же просто фантазии на исторические темы, не претендующие на достоверность?

Реконструкция в вопросах и ответах

Иван Илюшин, 3 курс:

Впервые я узнал о существовании движения исторической реконструкции в 1-ом классе, когда съездил в Бородино на 185-ую годовщину знаменитого сражения. Среди взрослых участников этого действия я увидел мальчика чуть постарше меня. Он был одет в русскую военную форму образца 1812 года и бил в тарелки в составе полкового оркестра. Я мало кому завидовал так, как завидовал этому пареньку. А в возрасте 12-13 лет я увидел ребят, которые сами делали настоящие доспехи. Это было в Смоленске, где в одной из башен Смоленского кремля базировался местный КИР (клуб исторической реконструкции). Тогда я решил, что рано или поздно должен заняться этим сам.

Чтобы объяснить вам разницу между ролевиком или, как говорят реконструкторы, "толчком" (искаженное от "толкиенист") и реконструктором, приведу такое сравнение: представьте себе дворовую футбольную команду, которая играет для себя и редко претендует на что-либо серьезное, и будущую сборную страны. Как и многие другие реконструкторы, я начал свой путь в ролевом клубе, но решение так или иначе пойти в реконструкцию оставалось неизменным. Желание еще больше усилилось после тренировки с московскими госпитальерами. В скором времени "толчковать" мне надоело, и я перешел в клуб, который занимался реконструкцией Германии XIV – XV вв., а через пару месяцев в другой со схожей тематикой, в котором состою до сих пор.

Что же дает мне историческая реконструкция? Прежде всего я отношусь к ней как к своего рода экстремальному спорту. Тренировки позволяют поддерживать хорошую физическую форму, а выход на поле боя оставляет после себя массу впечатлений. Кроме того, сами бои бывают разными: маневры, на которых дерутся легким неметаллическим оружием, стальные бугурты и сходки "пять-на-пять", в коих я участвовал на фестивале "Тульские баталии". Но самое интересное – это фестивали, которые обычно проводятся возле старинных крепостей (Изборск, Корела, Выборг и т.д.) и часто приурочены к знаменательным датам. Для многих фестивалей требуются не только доспехи, но и гражданский костюм. Благодаря этому городок, в котором подобный фестиваль проводится, на время заполоняет огромная масса ребят в костюмах а-ля Робин Гуд с узкими чулками-шоссами и девушек в длинных юбках и белых чепчиках.

Но самое главное: реконструкция – это отличный способ познакомится с интересными людьми, найти близких по духу друзей, узнать много нового о жизни людей прошлого и почувствовать её самому. Ω

Всеволод Веселов, 4 курс:

Для кого-то реконструкция – это возможность реализовать свои детские мечты, для кого-то – частично сбежать из реального мира, найти новых друзей и сменить обстановку. Это своеобразное проявление внутреннего романтизма. Поэтому, когда обыватель называет толпу достаточно обеспеченных и состоявшихся в жизни мужиков, которые в свободное от работы время переоделись в форму наполеоновской армии, ненормальными, отчасти он прав.

Но я хотел бы сказать не об этом. Только максимально окружив себя пусть и новодельными, но соответствующими эпохе предметами, только максимально воссоздав быт того времени, а не пожирая оцинкованной вилкой фасоль "Хайнц" из консервной банки, сидя в окопе Гражданской войны, только тогда человек сможет ощутить себя в соответствующем пространстве, времени, а самое главное, начнет действовать соответствующим эпохе образом.

Естественно, существует масса трудностей, связанных с воссозданием предметов быта и одежды. Особенно они характерны для средневековой реконструкции – достоверных данных об одежде того времени крайне мало. Любой медиевист вам скажет, что средневековые миниатюры нельзя считать полностью достоверным источником по костюму. Поэтому ошибки, пусть и колоссальные, для них хотя бы можно оправдать.

Оправдать же неточности для реконструкции ХХ нельзя ничем, кроме лени. Источниковая база для определения особенностей костюма и быта колоссальна: от рассказов бабушки и фильмов соответствующего времени до Архива Легкой Промышленности в Чертаново, где собраны все ГОСТы.

Стоит вспомнить и еще об одном моменте. На сегодняшний день реконструкторы практически на 100% заполнили образовавшуюся лакуну в патриотическом воспитании. Это накладывает невольную моральную ответственность. Новое поколение уже не увидит ветеранов войны. Представление об истории у них будет складываться в том числе и по разнообразным реконструкторским фестивалям. Реконструктор не имеет права в такой ситуации быть одетым как клоун.

Как бы человек не относился к реконструкции, с какой целью он бы не ездил на фестивали и не одевался в одежду прошедших эпох, он должен помнить слова одного нашего современника В. Черномырдина: "Если делать что-то, то делать по-большому". А переводя на русский язык это означает: "Если ты взялся что-то делать, то делай хорошо". Хорошо – значит достоверно. А не нравится, то иди уж лучше в ролевики или толкинисты. Ω