Новости студенческой жизни

04.04.2019 Встреча-дискуссия с историком кино Н.И.Клейманом "Особенности кинематографа эпохи «оттепели»"

4 апреля 2019 года в рамках очередного заседания Киноклуба исторического факультета состоялась встреча с Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Наумом Ихильевичем Клейманом - историком кино, специалистом по творчеству С.М.Эйзенштейна, научным консультантом по реконструкции его фильмов, автором статей по теории и истории киноискусства.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи


Свой рассказ наш гость посвятил особенностям кинематографа эпохи "оттепели" – тем годам, на которые пришлась его юность. Наум Ихильевич долго вдохновенно рассказывал об этом времени и о кино, которое сделало эту эпоху совершенно особенной. 1954-1968 - это годы картин не о человеке как части истории, как было в сталинские годы, а об истории как части человеческой жизни. С этим временем связаны как хорошо известные имена режиссёров М.Хуциева, Г.Данелия (именно памяти этих недавно ушедших мастеров был посвящён разговор в целом), А.Тарковского, В.Шукшина, Г.Шпаликова — идейного вдохновителя и соавтора многих фильмов, так и менее известные сейчас имена режиссёров.

Наум Ихильевич предложил к просмотру и обсуждению небольшой фильм Михаила Богина "Двое" (Рига, 1965 год). Снятая на фоне рижских улиц трогательная история о любви молодого музыканта, учащегося в Консерватории, к девушке, ставшей глухонемой после войны. Это картина о любви, которая побеждает, казалось бы, невероятные препятствия, прекрасно передаёт настроение шестидесятых. Фильм стал иллюстрацией к насыщенной разнообразными сюжетами лекции Наума Ихильевича – к обстоятельному рассказу не только о собственно шестидесятых, но и об истории советского кино до начала оттепели, о том, что предваряло расцвет кинематографа, о взаимовлиянии советского и зарубежного кино.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи


После просмотра у гостей Киноклуба возникло множество вопросов, каждый из которых не остался без развёрнутого ответа Наума Ихильевича. Любопытство вызвали и аллюзии режиссёров оттепели на произведения друг друга, и подбор музыки для фильмов, и отзвуки оттепельной атмосферы в современном кинематографе. Не обошлось и без вопросов лично к киноведу: например, о том, какое место в Москве в наибольшей степени вызывает у него ассоциации с тем временем.


Вечер закончился традиционным обсуждением в Комнате боевой и трудовой славы исторического факультета. Наум Ихильевич любезно согласился продолжить дискуссию в компании синефилов. Историк кино не только рассказывал о фильмах эпохи "оттепели", но и коснулся биографий тех, кого он близко знал и кто теперь упоминается в любой книге по истории кино – о М.Хуциеве и А.Тарковском.

Наум Ихильевич поделился излюбленными кинометафорами (например, о том, что фильм – это тот же сон, и по-настоящему фильм начинается тогда, когда он заканчивается), вспомнил об опыте изучения монашеской жизни и рассказал о том, как настоящее искусство, как фреска школы Джотто, может вызывать сильнейшие переживания даже на физическом уровне.

Пять часов с выдающимся киноведом, ярким рассказчиком и обаятельным собеседником прошли на одном дыхании. Безусловно, это был один из ярких моментов в истории Киноклуба, за которым, по выражению Наума Ихильевича, лежит будущее.

Киноклуб исторического факультета известен как место, притягивающее и объединяющее студентов других факультетов и вузов. Программы киносезонов готовятся продуманно и основательно: это не хаотический набор "просто хороших" фильмов, но системное обозрение той или иной киношколы, либо творчества того или иного режиссера – комментирует организатор сообщества м.н.с. лаборатории истории культуры Михаил Владимирович Калинин.