17 февраля 2019 года в лектории Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева прошло мероприятие, получившее название "Открытый микрофон". Это - совместный научно-популярный проект музея и исторического факультета МГУ, приуроченный к выставке "Матвей Казаков и допожарная Москва" (один из кураторов выставки - чл.-корр. РАН, заведующий кафедрой истории отечественного искусства, исторического факультета МГУ, д. иск., профессор Вл.В.Седов).
"Открытый микрофон" был задуман как серия небольших докладов-презентаций, объединенных общей темой – историей культуры и искусства эпохи Просвещения как в Российской империи, так и в странах Европы, а также ее реминисценций в современной культуре. Участникам предлагалось подготовить короткий рассказ, посвященный любому вопросу в рамках обозначенной эпохи: культурологическим аспектам этого периода и новым веяниям в искусстве.
В проекте приняли участие четверо студентов программ бакалавриата и магистратуры исторического факультета МГУ, для которых "Открытый микрофон" стал прекрасной возможностью обсудить со слушателями отдельные положения и разделы их текущих исследований и будущих выпускных работ.
Студентка 2 курса магистерской программы "История и теория искусства" Екатерина Кудряшова в своем выступлении на тему "Градостроительный вопрос во Франции эпохи Просвещения" рассказала о трансформации отдельных архитектурных типов (кладбище, госпиталь, церковь, жилое здание) и градостроительных идей в целом в свете просветительских представлений в неосуществленных и утопических проектах французских архитекторов накануне Французской революции XVIII века (К.-Н.Леду, Э.-Л.Булле, Ж.-Б.Леруа, Ж.-Ф Блонделя).
Студент 2 курса магистерской программы "История и теория искусства" Олег Грознов в мини-докладе "Изучение архитектуры английского неоклассицизма через призму трансформации системы ордерной декорации" дал краткий обзор развития классической традиции в архитектуре Англии с XVI по XVIII в. и разъяснил, из каких источников формировались идеалы и складывались истоки британского неоклассицизма (акварели Дж.Стюарта, гравюры Дж.-Б.Пиранези и др.). Он также проанализировал образные возможности ордерной системы в творчестве Дж.Данса-мл., И.Бентама, У.Чемберса и Дж.Соуна.
Студентка 1 курса магистерской программы "История и теория искусства" Светлана Цыщук, выступая на тему "Два и три: ритмика в русской архитектуре эпохи Просвещения", рассказала о различных способах числовой и ритмической организации фасада в архитектуре классической древности, средневековья и раннего нового времени. Она продемонстрировала как это опыт был переосмыслен во французской и русской архитектуре эпохи классицизма, часто прибегавшей к сочетанию трехчастной композиции с двудольным ритмом, на примере построек Дж.Кваренги, М.Ф.Казакова, Н.А.Львова, Ч.Камерона, В.И.Баженова и других.
Проследить, каким образом приемы классицистической архитектуры бывают задействованы в контексте постмодерна и современной российской строительной практике, попыталась студентка II курса программы бакалавриата Мария Романенкова, выбравшая для выступления тему "Черты классицизма в современной архитектуре". Оттолкнувшись от примеров дословного цитирования классицистических схем и усадебной планировки в проектах загородных домов 2000-х годов, она представила ряд удачных примеров переосмысления классического наследия в недавних работах "Бюро 500", "Бюро Speech", "IND Architects", "Megabudka", студии АБ и других.