Новости студенческой жизни

17.12.2018 Студенческий круглый стол "Русская Церковь в XV – XVI вв.: вызовы эпохи"

Студенческий круглый стол "Русская Церковь в XV – XVI вв.: вызовы эпохи"

17 декабря 2018 года на кафедре истории России до начала XIX века состоялся круглый стол "Русская Церковь в XV – XVI вв.: вызовы эпохи", проведенный совместно со Студенческим научным обществом исторического факультета.

В работе круглого стола приняли участие студенты, аспиранты, а также преподаватели и выпускники исторического факультета МГУ. Участники обсудили ряд значимых вопросов русской церковной истории позднего Средневековья и раннего Нового времени, которые неразрывно связаны с главными проблемами и противоречиями политического, социально-экономического и культурного развития общества.

Как и на прошлогоднем круглом столе, названном "Жизнь и жития святых", собравшиеся беседовали в уютной обстановке, с пирогами и чаем. Неформальная обстановка не помешала, однако, тому, что спокойное и вдумчивое обсуждение порой сменялось бурными дискуссиями. Студенты и аспиранты демонстрировали глубокие познания в источниковедении и историографии рассматриваемых вопросов, обмениваясь мнениями с состоявшимися профессионалами.


В ходе обсуждения темы "Внутрицерковная полемика и ее влияние на общественную жизнь" были затронуты проблемы осмысления новых путей церковного и государственного развития посредством канонического творчества и полемики по вопросам наказания еретиков, церковного и монастырского землевладения, пределов власти государя. Участники не обошли стороной и вопросы, связанные с эсхатологическими ожиданиями в XV – XVI вв.

Активная дискуссия шла об идеях и практиках наказания еретиков. Студент I курса магистратуры кафедры истории России до начала XIX века А.Сдирков рассказал собравшимся об идее отступничества, которую сформулировал Иосиф Волоцкий: именно отступники от веры были достойны самых суровых наказаний в отличие от обычных еретиков. Впоследствии эта риторика нашла отражение в полемике Ивана Грозного с Андреем Курбский, который в своих ответах царю оправдывал свое поведение на основе аргументации Нила Сорского.

К.и.н., ст. преподаватель А.Е.Тарасов сообщил о своих разысканиях в сравнении представлений и практик казней еретиков испанской инквизиции и казни жидовствующих в Великом Новгороде. Д.и.н., чл.-корр. РАН, профессор Б.Н.Флоря заметил, что русский игумен Артемий, находясь в Литве, резко высказывался против литовских ариан и лютеран и их приверженности к иудаизму. Выпускница кафедры истории России до начала XIX века, к.и.н., ведущий редактор ЦНЦ "Православная энциклопедия" Е.В.Романенко на нескольких примерах также проиллюстрировала, что переход в иудаизм рассматривался как одно из страшных прегрешений. В целом участники дискуссии сошлись на том, что казни еретиков в русской истории были крайним исключением и преследовали цель остановить распространение ереси.

Значительное внимание было уделено неоднозначности понятий "иосифляне" и "нестяжатели", поскольку новейшие исследования показывают, что взаимоотношения между этими группами были гораздо сложнее, чем было принято считать в историографии. Выпускник кафедры истории России до начала XIX века, к.и.н. А.А.Манохин на основе кодикологического изучения рукописных списков "Просветителя" Иосифа Волоцкого заключил, что "иосифляне" делились еще как минимум на две крупные группы сторонников прп. Иосифа и митрополита Московского Симона, по настоянию которого из "Просветителя" было исключено 12-е слово. Е.В.Романенко напомнила собравшимся о списке "Просветителя", часть которого была переписана самим Нилом Сорским, что свидетельствует о согласии Нила с Иосифом по некоторым вопросам, а также о неоднородности сообщества "нестяжателей".

Дискуссия по теме "Жизнь монашествующих в социально-политическом и культурном аспекте" коснулась вопроса востребованности монашеских идеалов в XIV – XVII вв. Участники круглого стола пришли к выводу, что подавляющее число святых в XIV – XVвв. были выходцами из элиты русского общества, а постепенное обмирщение этого слоя привело к тому, что в XVII в. монастыри стали преимущественно крестьянскими. В ходе обсуждения духовных основ мировоззрения монашествующих специалист по УМР кафедры истории России до начала XIX века А.В.Носов осветил проблему изучения творений и почитания Григория Паламы на Руси. Новейшие исследования показывают, что на Руси был популярен не Палама, почитание которого развивается лишь со второй половины XVI в., а его современник Григорий Синаит. Сами исихастские споры XIV в. и сочинения Григория Паламы интересовали русских книжников, скорее, с точки зрения полемики с иноверцами и еретиками, поскольку именно эта проблема была актуальна для них с конца XV в.

Во второй части круглого стола аспиранты 3 года обучения выступили с докладами, которые вызвали особый интерес и оживленное обсуждение. И.А.Афанасьева представила сообщение на тему "Прп. Даниил Переславский – предвестник перемен в практике поминовения внезапно скончавшихся покойников", а А.В.Жиборкина – "Приходское духовенство Устюжского уезда в XVII – XVIII вв.: демографический аспект".

Во время дискуссии о русских поминальных практиках к.и.н., доцент Т.А.Матасова рассказала о епископе Ниле Тверском (в миру – Мануил Дмитриевич Траханиот, приехавший в Москву юношей в свите Софьи Палеолог), и о его мнении о захоронении и поминании скончавшихся «ненужной» и «напрасной» смертью.

Демографические показатели по истории приходского духовенства Устюжского уезда продемонстрировали, что среди белого духовенства формировались священнические династии, которые из поколения в поколение служили на «своих» приходах. Этот факт косвенно отвечает на вопрос, почему среди монашествующих подвижников и святых практически не зафиксировано выходцев из духовенства: они стремились не к монашеским идеалам, а к сохранению своего положения на приходах. Также материалы переписей XVII – первой четверти XVIII вв. показали наличие вторых браков у священников, что удивительно, поскольку по церковным канонам у священников не может быть более одного брака. К.и.н., доцент Д.А.Хитров отметил, что подобные прецеденты могли случаться и ранее, но они не фиксировались в источниках из-за скудости более древних документов. А проведение подобного демографического исследования становится возможным только с источниками XVII – XVIII вв., которые в это время значительно увеличиваются количественно и качественно.

Участники круглого стола выразили сердечную благодарность организаторам мероприятия и выразили надежду, что проведение подобных мероприятий может стать доброй традицией кафедры.