15-16 марта 2018 года на историческом факультете МГУ прошла I Студенческая конференция по истории искусства, приуроченная к 160-летию преподавания и изучения истории искусства в Московском университете. Организованная силами студентов-искусствоведов, она была задумана как площадка, на которой молодые исследователи смогли бы представить и обсудить друг с другом и со старшими коллегами первые результаты самостоятельной научной работы.
Программой конференции была предусмотрена работа в девяти секциях, выступления в которых завершались обшей дискуссией. В обсуждении принимали участие докладчики, модераторы и эксперты – преподаватели кафедры истории отечественного искусства и всеобщей истории искусств исторического факультета.
Фотографии Виктории Васильевой
Секция "Художественная периферия" был посвящен проблеме "забытых художников", мастеров, чьи имена не вошли в "большую" историю искусства, и поставил вопрос о том, каким образом складывается магистральная линия развития искусства и в какой степени она влияет на художественную периферию.
В секции "Визуализация текста" докладчицы продемонстрировали различные подходы художников к литературному тексту, от его прямого иллюстрирования до творческого переосмысления философских сочинений (в данном случае – теоретических трудов русских космистов в творчестве Василия Николаевича Чекрыгина) и феномена графического романа первой четверти XX века.
В секции "Принципы изменения архитектурных форм" были рассмотрены проблемы трансляции и трансформации различных архитектурных моделей, от видоизменения французской готики на испанской почве до русского неоклассицизма и конструктивизма. Каждый из докладчиков, занимаясь сопоставлением архитектурных памятников между собой, в конечном счете, от поисков источников влияния переходил к анализу архетипических архитектурных форм. Так, например, угловой цилиндр клуба имени Зуева, помимо сравнений с угловыми ротондами в московских городских усадьбах XVIII века, предложенных Ю.Реушеновой, вызвал у экспертов ассоциации с романскими лестничными башнями, проектом небоскреба А.Лооса для Чикаго Трибьюн и "Образцовой фабрикой" В.Гропиуса и А.Мейера.
Вторая архитектурная секция "Архитектура во времени и пространстве" была посвящена пространству и времени – одних из наиболее сложных категорий для понимания архитектурных форм. В рамках блока были освещены литургические особенности ранней францисканской архитектуры, урбанистический дискурс во Франции эпохи Просвещения, проблема прототипов в советской архитектуре на примере главного павильона ВСХВ и оригинальное решение клуба Русакова Константина Мельникова. В неожиданном диалоге оказались центральная для урбанистического дискурса эпохи Просвещения проблема гигиены города и идеи авангардной архитектуры, которая пыталась решить проблемы, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Секция "Монументальное искусство" объединила сюжеты, далеко отстоящие друг от друга хронологически и тематически, но удивительно созвучные по проблематике: иллюзионистическую декорацию позднеантичных и раннехристианских интерьеров, монументальные росписи позднего кватроченто и истоки искусства инсталляции, просматривающиеся в художественных практиках рубежа XIX-XX веков. Соединение различных подходов, применяемых обычно для рассмотрения искусства столь отдаленных эпох, в рамках общей дискуссии, привело к неожиданным результатам – к оживленному обсуждению нюансов использования термина installation применительно к памятникам древности и попыткам проанализировать ансамбль росписей Страшного суда кисти Луки Синьорелли в терминах искусства инсталляции.
Секция "Традиционный язык в новом контексте", оказавшаяся одной из наиболее ярких, объединила доклады о примитиве и примитивизме во французском искусстве начала XX в., цветописи Ольги Розановой, "абстрактном сюрреализме" в западноевропейском и американском искусстве и послереволюционной палехской миниатюре. Помимо острых вопросов об уместности некоторых терминов и контекстуальных сравнений, невольно она спровоцировала и дискуссию, содержание которой было созвучно "юбилейной" проблематике конференции, – о проблемах и исторических закономерностях изучения отдельных периодов истории искусства, в частности русского авангарда, и сфер художественной культуры, в том числе прикладного искусства, в Московском университете.
Секция "Трансляция образа – закономерность или случайность?" объединял доклады, посвящённые трансформации существующих художественных моделей во времени и пространстве на примере скульптуры, книжной миниатюры, декоративно-прикладного искусства и кинематографа. Были затронуты проблемы приобщения венгерской культуры – на примере кодексов, изготовленных для короля Матяша I – и французского декоративного искусства – на примере тарелей, приписываемых Пьеру Реймону – к достижениям итальянского Ренессанса. Расширил хронологические рамки дискуссии доклад о влиянии греческого искусства, которое в античную эпоху также выступало образцом для европейских культур, на культовую пластику кельтов. Особенно острой и многогранной оказалась проблема влияния изобразительного искусства на иконографию отечественной мультипликации и кинематографа 1920-х годов.
Секция "Искусство и китч" обещала стать наиболее провокационной и объединила самых смелых докладчиков, обратившихся к сюжетам с неустоявшейся историографической традицией. Задумка организаторов удалась, и после выступления с докладами состоялась живая и, что не менее важно, строгая научная дискуссия. Эксперты отметили разностороннее освещение проблемы, ставшее возможным в результате совмещения четырех разнородных тем. Так, в докладе Никиты Павловского "Китч – явление и восприятие" китч рассматривался как определенный способ восприятия искусства, рождающий специфические отношения между зрителем, заказчиком и потребителем в одном лице и художником. Доклад Юлии Кузьминой "Феномен металлической мебели в XX веке: от элитарности к серийному производству" демонстрировал оборотную сторону явления, а именно не-китчевость массовой продукции. Мария Федотова, отвечая на вопрос "Что хотел сказать автор: коллаборация Джеффа Кунса и Louis Vuitton", отметила интеллектуальную иронию и насмешку как одну из граней, отделяющих искусство от китча. Завершилась секция остроактуальным докладом Марии Ефимовой "«Почему страдает Средневековье»" Особенности восприятия образов и тем средневекового искусства в сознании современного человека на примере миниатюр-комиксов из интернет-паблика «Страдающее Средневековье»".
Завершающая секция конференции была посвящена оригинальным проявлениям модернизма и постмодернизма на русской почве и за рубежом: арт-группе Escape, постдраматическому театру К. Богомолова и метамодернизму Тьерри Урбэна. Несмотря на поздний час, секция вызвала живое обсуждение, зашедшее куда дальше обозначенных тем – в область неоромантизма и его тенденций в живописи и кинематографе.
Необыкновенная живость реакции и непосредственных участников обсуждения – докладчиков, модераторов и экспертов, и гостей конференции определила ее оптимистичную, заинтересованную и доброжелательную атмосферу.
Эксперты, справедливо отмечая естественную неравноценность представленных докладов и их некоторые объективные недостатки, оказались единодушны в общей высокой оценке услышанных выступлений, формата конференции и самого экспериментального проекта как такового.
"Восхищает отвага и азарт в обращении к сложнейшим темам истории искусства и особенно - к темам далековатых сближений разных эпох, жанров, видов искусства. Студенты ищут новые точки сборки привычных и часто превратившихся в штампы и клише методов, полемизируют с традиционным формально-описательным методом, желают быть свободными независимыми в интерпретации и аргументации, открывают малоизвестные страницы в казалось бы изученном материале."
"Эта конференция - целиком и полностью студенческая инициатива, что вызывает радость и уважение к нашим младшим коллегам. Ребята очень старались, и у них всё получилось: и программа сложилась интересная, и научный уровень докладов был достойным, и дискуссии проходили оживлённо, и организация оказалась на высоте. Я надеюсь, что в будущем эта инициатива получит продолжение, и желаю успеха организаторам и участникам."
Кафедры-организаторы планируют сделать конференцию ежегодной и открытой для студентов-искусствоведов из других высших учебных заведений, надеясь, что она станет важной составляющей учебного процесса.