22.11.2017Студенты исторического факультета МГУ - участники и призеры конференции "Ноябрьские чтения" (СПбГУ)
22 ноября 2017 года декан исторического факультета МГУ д.иск., профессор И.И.Тучков встретился со студентами, принимавшими участие во Всероссийской научной конференции "Ноябрьские чтения", проведенной 10-11 ноября Студенческим советом Института истории СПбГУ. Он тепло поздравил молодых исследователей, чьи выступления были признаны лучшими, поблагодарил всех участников за научную активность и отметил важность таких мероприятий для становления молодых исследователей:
Любой доклад, сделанный для какой-либо аудитории, это не только своего рода отчет о проделанной работе, но и важный этап в осмыслении той проблемы, которой вы занимаетесь. С каждым таким выступлением исследователь взрослеет, по-новому смотрит на избранный им сюжет, старается улучшить получаемые результаты.
Желание принимать участие в научных мероприятиях очень важно и само по себе. Умение систематизировать и обобщать информацию, которой вы располагаете, и представлять ее в виде, доступном для понимания другими людьми – это те навыки которые истфак МГУ стремится специально развивать в наших студентах. Именно они призваны сделать вас настоящими учеными, воспитать любовь к творческой деятельности и желание стать лучшими специалистами в избранной области.
Я очень рад поздравить всех участников состоявшейся конференции: одних - с высокими показанными результатами, а других - с "боевым крещением" и вступлением в увлекательной мир науки и самостоятельного творческого поиска. Отрадно отметить и тот факт, что доклады представителей исторического факультета МГУ были признаны лучшими или одними из лучших в ключевых секциях состоявшейся конференции.
За два дня работы конференции более 130 увлеченных историей молодых исследователей со всей России не только погрузились в атмосферу научного диспута и обмена мнениями, но и смогли завязать интересные знакомства со своими коллегами из различных университетов нашей страны.
Работа форума была организована в нескольких тематических секциях:
"История древнего мира",
"Проблемы средневековой, новой и новейшей истории стран Европы и Азии",
"Проблемы войны и мира: военная история и международные отношения",
"Политическая история России: власть и институты",
"Социально-экономическая история России",
"История культуры и искусства, источниковедение",
"Вопросы археологии, этнографии и музейного дела",
Каждый участник выбирал для выступления ту секцию, в которой мог проявить себя в полной мере и которая действительно соответствовала его интересам. По итогам конференции были определены сильнейшие работы, авторы которых получили право на публикацию в сборнике, индексируемом РИНЦ.
Доклады трех студентов исторического факультета были названы в числе лучших в своих секциях, а их авторы получили дипломы и призы:
Дмитрий Захаров (2 курс магистратуры): "«Странная война» в восприятии английской и американской общественно-политической мысли" (1 место в секции "Проблемы войны и мира: военная история и международные отношения"),
Алексей Серопегин (II курс бакалавриата): "Две России XVII в. по запискам Павла Алеппского и Николааса Витсена" (1 место в секции "Политическая история России"),
Анастасия Щинова (2 курс магистратуры): "Московский рынок женского труда на рубеже XIX–XX вв. в отражении статистических источников: структура и особенности" (2 место в секции "Социально-экономическая история России").
Всего же в конференции приняли участие 8 представителей истфака, подготовивших выступления на основе своих научных интересов. Кроме уже названных студентов на "Ноябрьских чтениях" прозвучали доклады:
Анастасии Грачевой (IV курс бакалавриата): "Роль шпионов Вашингтона в Войне за независимость",
Анны Ясинской (II курс бакалавриата): "К вопросу о символическом отражении кочевой воинской культуры в древнерусских текстах («Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве»)",
Надежды Банновой (II курс бакалавриата): "К вопросу о ценности эпистолярного наследия Алексея Михайловича как исторического источника"
Артема Ушакова (II курс бакалавриата): "Причины и мотивы римской экспансии в Британию в сочинениях античных авторов",
Алины Амвросовой (IV курс бакалавриата): "Культурный плюрализм Рэндольфа Борна как концепция национальной идентичности американцев в дискурсе культурного критицизма".
Каждый представленный доклад — это результат серьезной работы. Наши студенты единодушно отметили, что заседания были действительно очень интересным, яркими и запоминающимися.
Надежда Баннова (II курс бакалавриата)
Еще будучи школьницей, я участвовала в различных конкурсах исследовательских работ, но "Ноябрьские чтения" — это новый и более серьезный для меня уровень. За эти дни я получила очень ценный опыт публичного выступления, умения вести дискуссию и, конечно же, интереснейшего общения с коллегами - историками из разных вузов страны.
Построить идеальную систему работы на таком масштабном мероприятии довольно непросто. В моей секции ("История культуры и искусства, источниковедение") выступали докладчики по сюжетам из абсолютно разных областей исторической науки. С одной стороны, мне было любопытно познакомиться с совершенно другими исследованиями. Но с другой - было заметно, что большой разброс тем несколько затруднял коммуникацию между участниками секции. Иными словами, конференции есть куда развиваться дальше, над чем работать. Вместе с тем, отмечу искреннее желание организаторов — самих студентов СПбГУ — провести все на высшем уровне, что меня особенно покорило. Такой теплый прием вдохновляет на дальнейшую работу и побуждает вернуться на "Ноябрьские чтения" в следующем году.
Всегда с нетерпением жду каждую новую конференцию. Меня привлекает атмосфера, царящая на подобных мероприятиях. Волнение перед представлением своего исследования и эйфория после выступления, обмен мнениями и опытом, научные споры, новые знакомства с молодыми и уже маститыми учёными... Исключением не стали "Ноябрьские чтения", проводимые в институте Истории СПбГУ. В общем и целом всё прошло замечательно, организация была на достойном (для студенческой конференции) уровне! Но всё-таки хочется отметить один момент, который смутил. В качестве экспертов в секциях и президиуме не хватало преподавателей — их было всего 3, тогда как секций было 7. Из-за этого несколько терялось ощущение преемственности, я бы даже сказала, диалога старшего и младшего поколения учёных.
Тем не менее тот факт, что конференцию организовал Студенческий совет Института истории, не умаляет её достоинств. Скорее наоборот — повышает значимость мероприятия, показывает организаторскую и научную активность студентов, их неравнодушное и бережное отношение к подготовке и проведению чтений.
В целом конференция мне понравилась — организация была на отличном уровне благодаря студсовету Института истории, а доклады студентов были очень хороши. Особенно меня поразил факт выступления школьников, которые зачастую представляли свои исследования не хуже (а иногда может и лучше) студентов I - II курсов.
Единственное, что меня смутило — было очень мало преподавателей, а в некоторых секциях их не было вовсе. Впрочем, это не умаляет того, что "Ноябрьские чтения" были проведены на солидном уровне.
К сожалению, я смог приехать только на один день. Обстановка была очень неформальная, весьма свободная — это очень понравилось. Поразился тому, что работу секций моделируют сами участники - студенты СПбГУ, они же определяли и лучшие работы. Это — смелое решение, и не сказал бы, что это плохо.
Доклады на секции оказались весьма интересными, хотя уровень выступлений был очень разным. Некоторые темы очень запомнились. Понравился и довольно высокий уровень обсуждения. Впечатлила обширная география участников конференции и представительство студентов разных курсов бакалавриата и магистратуры. Еда вне всяких похвал — много, вкусно, регулярно, атмосфера на перерыве очень теплая. Наверное, еще раз отправлюсь на конференцию через год.