28 февраля и 2 марта 2017 года Студенческое научное общество исторического факультета МГУ провело конференцию "Утопии и мечты о будущем в мировой истории и культуре".
Проблема изучения утопий сегодня не теряет своей актуальности. Что такое утопия и каковы её основные признаки? Каков исторический контекст развития утопических идей? Эти и другие вопросы организаторы конференции предложили для обсуждения.р>
Участниками и гостями конференции стали студенты и аспиранты исторического и филологического факультетов МГУ, факультета политологии МГУ, а также МГИМО, РАНХиГС при Президенте РФ, МПГУ, РГГУ, ГАУГН, НИУ ВШЭ, СКФУ, Воронежского и Вологодского государственных университетов. В качестве экспертов выступили д.ф.н., профессор РАН А.А.Панченко, д.и.н., профессор кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ М.В.Дмитриев, д.и.н., профессор МГИМО О.Ф.Кудрявцев и к.и.н., зав. отделом специальных коллекций ЦСПИ ГПИБ И.Ю.Новиченко. Роль модераторов исполняли магистранты П.Князев и Д.Шаров.
Докладчики уделили внимание античным корням утопических идей и влиянию Античности на генезис утопии. Д.Мосин (МГУ) в своём докладе рассмотрел диалог Платона "Критий". По мнению докладчика, высказанные в диалоге утопические идеи не только являются характерными для мировоззрения Платона, но и образуют своеобразный цикл, непосредственно продолжая некоторые другие диалоги философа. Участниками конференции был поставлен вопрос о соотношении понятий "утопии" и "утопического".
Профессор О.Ф.Кудрявцев отметил неоднозначность и сложность определения утопии: по мнению эксперта, утопия не представляет собой единого жанра, а утопические идеи могут быть изложены в виде диалогов, рассказов о вымышленных странах и т.п. Авторы различных "утопических" сочинений могли как считать, так и не считать свои идеи полностью осуществимыми. О.Ф Кудрявцев обратил внимание собравшихся на необходимость различать понятия "утопии" и "социальный проект": утопия может представлять собой проект переустройства общества, однако далеко не каждый социальный проект является утопией. По мнению О.Ф.Кудрявцева, утопии должны всегда быть рассмотрены в контексте общественной мысли эпохи, каждая эпоха налагает на произведения свою печать. Так, в тексте «Утопии» Т. Мора можно проследить черты ренессансного гуманизма, с его центрированностью на человеке. Представляет важность исследование контекста и при изучении утопии эпохи Просвещения. О.Ф.Кудрявцев также отметил, важность отрицания насилия в утопиях XIX в., что можно рассматривать как реакцию на негативный опыт периода Французской революции XVIII в. Следование же принципам организации идеального общества могло, по мнению создателей утопических произведений, предотвратить конфликты и сделает ненужным насилие. Таким образом, утопические идеи свойственны любой эпохе, однако утопия как как цельный, единый текст возникает в определенном социальном контексте.
Написание и публикация утопий может преследовать различные цели. Утопия нередко служит средством для выражения определенных политических и экономических воззрений. К примеру, в докладе П.Князева (МГУ), посвященном эволюции английской социальной утопии XVII в. на материале "Океании" Джеймса Гаррингтона и других мыслителей XVII в. было показано, как утопические идеи повлияли на развитие английского республиканизма. К концу века, однако, в общественной мысли усиливается запрос на выражение конкретных социальных проблем, что повлияло и на судьбу утопии.
Доклад Д.Шарова (МГУ) был посвящён мировоззрению древнерусского писателя XVI века Ермолая-Еразма. Была сделана попытка показать, что во всём творчестве данного автора не выражена прямо, но прослеживается единая система взглядов, которую можно охарактеризовать как утопическую.
В ходе конференции участники коснулись и еще одной важной проблемы – существующих ныне собраний и коллекций утопических произведений. С докладом на тему "Коллекция утопий XVI — XX вв. в Исторической библиотеке: источниковедческий обзор" выступила к.и.н., зав. отделом специальных коллекций ЦСПИ ГПИБ И.Ю.Новиченко.
В докладе М.Чекаловой (МГУ) были подробно рассмотрены характерные черты утопии на примере работы Этьена Кабе "Путешествие в Икарию". Докладчицей была предпринята попытка сопоставить различные определения утопии (например, К. Маннгейма) с содержанием работ Кабе. Также был затронут вопрос о влиянии идей Кабе на современную культуру.
В своем выступлении А.Федотов (ГАУГН) обратился к проблеме народной утопии, рассмотрев народные представления о мифической стране Беловодье на материале старообрядческой литературы. По мнению выступавшего, характерная особенность утопии Беловодья состоит в том, что, в отличие от большинства аналогов, создатели данной легенды верили в реальное существование Беловодья в нашем мире и возможность его посещения.
Доклад В.Васильевой (МГУ) был посвящен мечтам о будущем и вопросу их подмены на примере фильма "Метрополис" Фрица Ланга. В нем были выявлены элементы разнообразных утопических легенд, включенных в сюжет фильма. Было отмечено, что "Метрополис", таким образом, является своеобразной хрестоматией чаяний людей о будущем, не предлагающей, по мнению автора доклада, собственного решения проблемы.
И.Искендирова (МГУ) рассмотрела эволюцию утопии и антиутопии ХХ в. на примере творчества братьев Стругацких, выделив в нём такой редкий её подвид, как биологическая утопия. Развивая данную тематику в своих произведениях, Стругацкие эволюционировали от оптимистической утопии, близкой творчеству И.Ефремова, к антиутопическим мотивам, но так и не воплотили их в жизнь в качестве цельного произведения.
В докладе П.Молнара (РАНХиГС) был разобран пример современной антиутопии - роман американского писателя Дэйва Эггерса "Сфера" (The Circle), вышедший в 2013 году. Выступавший показал, как столкновение непохожих друг на друга персонажей и "системы" в тексте романа выражает антиутопическую идею. В ходе обсуждения была поднята проблема сходства и различия романа Эггерса с сюжетами других антиутопических произведений, к примеру, романа "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли и, конечно же, "1984" Оруэлла.
На конференции была затронута проблема актуальных проблем в изучении утопий и антиутопий. По словам профессора А.А.Панченко, в массовом сознании, особенно в XX веке, можно проследить не только утопические, но и антиутопические мотивы. Эксперт также отметил, что идеи авторских антиутопий могут зачастую фольклоризироваться и творчески перерабатываться, что было показано на примере романа "1984" и системы взглядов американских "новых протестантов".
Профессор М.В.Дмитриев в своем выступлении отметил, что утопическая тематика чрезвычайно актуальна и сейчас, и это можно видеть на примере радикального, в особенности религиозного, утопизма последних лет. Кроме того, утопизм может становиться агрессивным в осуществлении своих чаяний и по отношению к тем, кто препятствует попыткам реализации утопии в жизнь.
.