Новости науки
К.и.н., доцент кафедры истории России XX-XXI вв. исторического факультета МГУ А.И. Остапенко принял участие в очередном выпуске программы "Международное обозрение" (эфир передачи - 15 апреля 2022 г.)
Во фрагменте передачи, посвященном экономическому и политическому давлению на Россию со стороны западных стран, Александр Иванович напомнил об особенностях внешней политики Советской России, которая уже на начальном этапе своего существования столкнулась с попытками ее изоляции и оказалась перед выбором своего внешнеполитического курса: сделать ставку на мировую пролетарскую революцию или придерживаться политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
Л.Д. Троцкий на посту народного комиссара по иностранным делам оказался случайно, он хотел заниматься партийной печатью. На новом посту главным делом наркома стало подталкивание мировой революции. Поэтому первоначально сама структура народного комиссариата отражала идею мировой революции. С момента образования этого ведомства и до окончения Гражданской войны в 1920 году собственно внешнеполитические структуры существовали только на бумаге. Существовали отдел Востока, отдел Запада. Одно время пытались сформировать отдел Украины, отдел нейтральных стран. Примечательно, что при создании комиссариата по иностранным делам не был использован опыт создания министерства иностранных дел царской России и России периода Временного правительства, где структура была совершенно иной. А вот, что касается пропагандистских отделений, то на этапе 1917-1920 гг. они явно предобладали. Это были редакции газет, которые должны были продвигать идеи мировой революции. С этой же целью были созданы отделы по работе с военнопленными.
В советских учебных изданиях принцип мирного существования всегда выводился из ленинского "Декрета о мире", но, если внимательно прочитать этот документ, то слов "мирное существование" в нем найти не удастся. Ленин в то время вообще не использовал словосочетание "мирное сосуществование". Период до конца двадцатого года (до окончания Гражданской войны) это было время когда большевики ждали мировую революцию на Западе. И там, действительно "полыхнуло" (в Германии, в Венгрии), но широкого распространения пролетарская революция не получила. В ходе мирных переговоров в Бресте в 1918 г. все действия Троцкого были также направлены на подталкивание мировой революции. Он очень боялся, что если Советская Россия заключит мирный договор с империалистической державой, то идея социалистической революции может быть дискредитирована на Западе.
Период больших надежд на мировую революцию длился до конца 1920 года. Этих надежд было то больше, то меньше. Создание Коммунистического интернационала в 1919 г. было связано с тем, что большевики стали сдаваться вопросами "что не так?", "почему не так?" и "что нужно сделать, чтобы мировая революция началась побеждать на Западе?" Вывод был таков: революции там не происходит в силу слабости местных социалистических и социал-демократических и рабочих партий. Коминтерн должен был им в этом помочь.
В отечественной литературе термин "мировая революция" продолжал упоминаться примерно до середины 1930-х годов. Советско-финская война 1939-40 годов было явной попыткой реализовать этот принцип на другой территории - "принести революцию на штыках" другую страну. Кстати говоря, ни Ленин, ни Троцкий никогда не были против такого хода событий, то есть "принесения" революции, в том числе в Германию, "на штыках". Но Ленин в этом отношении был более осторожным, поскольку понимал что для этого нужна серьезная экономическая база.
В начале 1920-х годов, в связи с ослаблением веры в мировую революцию, начинают наблюдаться другие тенденции. Троцкий и его сторонники, а также некоторые люди из народного комиссариата по иностранным делам, склоняются к мысли, что необходимо подтолкнуть крушение Запада через его колониальный мир.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись фрагмента передачи:
нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи