Новости науки
18 декабря 2020 года на кафедре новой и новейшей истории состоялась онлайн-конференция студентов IV курса программы бакалавриата "Выдающиеся историки прошлого (западная традиция)", ставшая логическим завершением лекционного курса "Историография истории нового времени стран Европы и Америки", прочитанного д.и.н., профессором Л.В. Байбаковой.
Такая форма диалога между студентами и преподавателем оказалась особо востребованной в нынешних условиях организации учебного процесса. Конференция позволила не только обобщить и систематизировать полученные студентами знания об эволюции исторической мысли в период нового времени, но и применить их на практике – самостоятельно проанализировать историческую концепцию одного из ученых, рассмотренных в лекционном курсе, используя в качестве источника его сочинения.
Специфика мероприятия заключалась в том, что ведущий преподаватель лишь обозначил проблемное поле для предстоящей дискуссии, а студентам предстояло самим наполнить его конкретным содержанием. Каждый из 37 выступающих выбирал главного персонажа своей презентации, исходя из собственной страноведческой специализации. При этом выяснилось, что многие труды ученых ХVII-ХХ вв. переведены на русский язык и часть из них находится в свободном доступе в сети Интернет.
Конференции предшествовала серьёзная подготовительная работа, в ходе которой лектор курса обсуждал со студентами возможные варианты презентации той или иной темы, а учащиеся знакомились не только с принципами академического исследования, но и с правилами публичного выступления и профессионального общения в научном сообществе.
Работу по тематическим секциям предваряло пленарное заседание, на котором выступили преподаватели – организаторы конференции.
Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе к.и.н., доцент Е.В. Корунова рассказала студентам о задачах и специфике лекционного курса по историографии.
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи
Д.и.н., профессор Л.В. Байбакова посвятила свое выступление дискуссии о терминологическом инструментарии историка, сводящейся к возможности замены понятия "историография" определением "историописание".
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи
Д.и.н., профессор И.Е. Андронов предложил участникам встречи свои рассуждения о понятии "паратекст" как одном из средств изучения историографии раннего нового времени.
нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
Заместитель заведующего кафедрой по научной работе к.и.н., доцент Ю.Н. Рогулев рассказал об особенностях интерпретации истории США учеными комонсовско-висконсинской школы.
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи
Дальнейшая работа конференции проходила в трех параллельных секциях, каждая из которых аккумулировала студенческие доклады, относящиеся к определенному этапу в развитии исторической мысли страни Западной Европы и Америки: ХVII-XVIII вв., эпохи романтизма и периода позитивизма (конец ХIХ – начало ХХ вв.). Выступающие представили концепции нескольких десятков выдающихся историков нового времени из Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Скандинавии, США и стран Латинской Америки, значимость которых не потеряла своей актуальности до сих пор. Кроме того, участникам конференции удалось сопоставить теории ученых разных региональных школ, вписать их творчество в традиционные исторические направления, а также обменяться мнениями.
Главным объектом изучения в первой секции стали концепции английских, немецких, итальянских, испанских, шведских и американских ученых (Ф. Бэкона, Э. Гибона, И. Пютера, Ю. Мёзера, П. Салазар де Мендозы, У. Далина, У. Бредфорда, М. Уоррен, Х. Адамс).
Участники второй секции проанализировали исторические взгляды французских, немецких, испанских, шведских историков (Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьера, Т. Карлейля, Ж. Мишле, Л. фон Ранке, И.Г. Дройзена, Т. Моммзена, Л. де Альба Сальседо, М. Лафуэнто, Э.Г. Гейера), а также ряда исследователей из Нового Света ‒ Ф. Паркмена, Р. Хилдрета, А. Бельо, Д.Ф. Сармьенто, Х.А. Льоренте).
В третьей секции дискуссии развернулись вокруг обсуждения теорий английских, французских, немецких и американских историков (Г. Бокля, А. Дебидура, А. Сореля, Г. фон Трейчке, Д.У. Дрэпера, Ч. Бирда, А.М. Шлезингера-ст., А. Невинса и Дж. Тёрнера).
Модераторами в каждой секции выступали аспиранты второго и третьего годов обучения – И.Н. Адешкин, А.О. Овчаренко, Е.А. Кимленко и А.В. Васильев, по мнению которых абсолютное большинство студентов успешно справилось с анализом концепции западных историков.
Полученный опыт показал, что учебно-научная конференция, тематика которой тесно увязана с сюжетами лекционного курса, может стать дополнительным ресурсом, способным оживить общение между студентами и преподавателем, способствовать закреплению учебного материала, стимулировать слушателей курса на развитие и углубление полученных знаний на основе непосредственного изучения источников, а также развить навыки публичного выступления.