Новости науки
10 и 11 октября 2020 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в X Всероссийском фестивале науки NAUKA 0+ и прочитали онлайн-лекции, посвященные различным сюжетам отечественной и мировой истории. Предлагаем вашему вниманию видеозаписи состоявшихся выступлений.
Лекция
От рудника к микроскопу: открытия и достижения в изучении горного дела и металлургии Средневековья
Наталья Валерьевна Ениосова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ
Добыча и выплавка металла относятся к наиболее трудным видам человеческой деятельности с точки зрения затрачиваемых физических усилий и технической организации. Постоянная потребность человечества в металлах, углубление шахт и совершенствование процесса выплавки стимулировали трансформацию технического опыта, накопленного веками, в подлинно академические науки уже в эпоху позднего Средневековья. Совсем недавно исследования в области средневекового горного дела и металлургии основывались преимущественно на свидетельствах письменных источников или производственных данных Нового времени. Долгое время полагали, что позднейшая деятельность по эксплуатации рудников полностью уничтожила средневековые разработки. Археологи обычно не проявляли интереса к бесформенным кучам шлаков и пустой породы. В действительности только в редких случаях современная добыча руды полностью уничтожает древние и средневековые рудники даже на активно эксплуатируемых месторождениях. На памятниках, нарушенных поздними разработками, физические методы датирования – дендрохронология, радиоуглеродный или термолюминесцентный анализы – позволяют разделить материал на хронологические группы. В последние десятилетия произошел прорыв в исследовании сырьевых источников цветных и драгоценных металлов в эпоху Средневековья. Благодаря археологическим открытиям и интеграции наук мы получили важнейшую информацию о надежно датированных горно-металлургических памятниках в Европе (Англия, Франция, Испания, Германия, Бельгия, Швеция, Чехия и Польша), на мусульманском Востоке (Узбекистан, Афганистан, Иран и Йемен) и в Индии. Детальное изучение металлургических остатков с помощью методов естественных наук помогает понять природу превращения руды в металлы и сплавы и связывать происхождение находок с определенными рудными источниками. Открытия и достижения в изучении средневековой металлургии вносят существенный вклад в понимание общего хода технического развития человечества.
Лекция
Происхождение и сущность фашизма – виновника Второй мировой войны
Лев Сергеевич Белоусов – академик РАО, доктор исторических наук, и.о. декана исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой новой и новейшей истории, профессор
Исполнилось 75 лет со времени окончания Второй мировой войны. Впервые в истории человечества жесточайший вооруженный конфликт, в который было вовлечено подавляющее большинство государств, оказался во многом инспирированным особой мировоззренческой и ценностно-культурной средой, основанной на фашистской идеологии. Существовали объективные предпосылки появления этой идеологии во всех ее разновидностях, обозначившихся в ряде государств Старого и Нового света. Например, неравномерность экономического развития, которая провоцировала многочисленные социальные проблемы. Сказались также кризис колониальной системы и вытекавшая из него неизбежность перекройки сфер влияния ведущих мировых держав. Сыграли свою роль и изменения в повседневной жизни людей, вызванные ускорением научно-технического прогресса и кризисом картины мира, господствовавшей в общественной ментальности до начала XX века, девальвацией в массовом сознании христианских морально-этических ориентиров. Эти и другие факторы обусловили появление запроса на систему радикальных представлений, основанных на мобилизационных управленческих практиках и жесткой сегрегации, на систему, которая мотивировалась мифологизацией расово-этнических различий между людьми. Фашизм отвергал рациональность, сформировавшуюся еще в эпоху античности. В этой онтологической чуждости фашизма константам подлинной европейской культуры коренилась неизбежность его исторического поражения в качестве государствообразующей идеологии и появления в дальнейшем в качестве лишь маргинальных субкультурных феноменов.
Лекция
Как еда изменила жизнь человека: пищевые технологии в России XVIII – начала XX века
Елена Валерьевна Долгих – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ
Несмотря на то что история еды и, соответственно, способов ее приготовления является важным направлением изучения истории повседневности, многие аспекты этой проблематики остаются нераскрытыми. Применительно к раннему Новому времени – эпохе XVI–XVII веков – в источниках не сохранилось описаний обычных пищевых технологий. Вместо них встречаются хозяйственные перечни, поучения и наставления, списки царских и монастырских блюд. Характерной особенностью той эпохи является отсутствие специальной пищевой терминологии. Вместе с тем в то время традиционная русская кухня сильно зависела от существовавших мнений и предубеждений, во многом уходивших своими корнями еще даже в дохристианское прошлое, в частности, от запретов на использование некоторых пищевых продуктов, а также на измельчение и смешивание продуктовых компонентов в процессе приготовления пищи. С наступлением XVIII века и началом петровских преобразований, основанных на разного рода заимствованиях с Запада, наступило время обновления и для русской кухни. Появились новые продукты, прежде не использовавшиеся в России, из Европы пришли ранее незнакомые технологии, употреблявшиеся в гастрономии и кулинарии, стала проводиться селекционная работа. В XVIII веке в русской бытовой культуре возникает новый феномен – кулинарные книги и хозяйственные руководства для широких кругов читателей. В XIX веке, особенно в его второй половине, происходит появление и внедрение как промышленной, так и бытовой пищевой техники – мясорубок, сепараторов, перегонных устройств непрерывного цикла, холодильников и иных агрегатов, появление которых стало результатом развития науки и техники. В это же время возникают и различные экономичные пищевые технологии, рассчитанные на массового потребителя. Все эти изобретения не основывались на традиции, а создавались благодаря принципиально новым технологиям. Вместе с ними менялись и продукты, и рационы питания, а значит – и повседневная жизнь человека.
Лекция
Московский чумной бунт 1771 года: борьба традиции и модерна
Михаил Владимирович Калинин – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ
В начале 1770-х годов эпидемия чумы из Юго-Восточной Европы пришла на территорию Российской империи и быстро достигла пределов Москвы. Первые смерти от "моровой язвы" были зафиксированы в Первопрестольной в ноябре 1770 года. Постепенно количество заболевших увеличивалось, уровень смертности прогрессировал. Летом и в начале осени 1771 года пандемия достигла пика – ежедневно в Москве умирали от чумы более тысячи человек, кладбищенские службы не успевали хоронить скончавшихся, их тела закапывались на стихийно возникавших чумных погостах. В конце августа – начале сентября случились первые проявления массового недовольства. Их непосредственной причиной стало решение архиепископа Московского Амвросия прекратить массовое поклонение иконе Боголюбской Богородицы у Варварских ворот. Среди москвичей распространилось поверье, что эта чудотворная икона исцеляет от чумы, и к ней ежедневно стекались толпы людей. Архиепископ понимал, что такое паломничество лишь провоцирует распространение "моровой язвы", и решил запретить его. Воля московского владыки вызвала гнев, толпа ворвалась в Донской монастырь, где находился Амвросий, и жестоко с ним расправилась. Это событие стало началом московского «чумного бунта». Люди, вооруженные топорами и кольями, врывались в карантинные дома и больницы, учиняли там погромы, а потом перешли к повальному грабежу. Если рассматривать эти события в контексте екатерининских преобразований, то их можно расценивать как борьбу традиции и модерна. Причиной трагических событий, связанных с противостоянием московского люда и церковных властей, во многом стала "глухота" сторон друг к другу, вызванная разницей культурно-политических позиций и связанным с этим взаимным недоверием. Поведение же архиепископа Амвросия во время чумы может быть зеркалом изменившегося в синодальную эпоху духовного настроя в определенных церковных кругах.