Новости науки

23.04.2019 Участие в научной конференции "Правда и ложь на экране"

Участие в научной конференции "Правда и ложь на экране"

23 апреля 2019 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в Российской научной конференции "Правда и ложь на экране", организованной Высшей школой (факультетом) телевидения МГУ (ВШТ МГУ). Участники из Москвы и других городов России обсудили такие темы как современные экранные медиа в условиях "пост-правды", проблемы достоверности видеоматериала в условиях манипулирований цифровыми технологиями, концепции реальности в экранном документе, экран как транслятор фейковых сюжетов и новостей.

К.и.н., заместитель декана по научной работе исторического факультета МГУ, доцент Д.А.Андреев выступил на пленарном заседании конференции с докладом "Политический криптоязык американского кинематографа, 1990–2010-е гг."

К.и.н., старший преподаватель кафедры истории России XX-XXI вв. А.В.Хорошева представила доклад "А.В.Луначарский и фильм «Уплотнение»как исторический источник", в котором осветила проблему идеологизации бытовой культуры с целью формирования "нового человека". Она проанализировала сценарий картины, авторами которого были нарком Просвещения А.В.Луначарский и А.Пантелеев, и то, как сюжет фильма соотносился с реальностью. В "Уплотнении" зрителю были показаны ожидаемые результаты социальной политики большевиков, где общий быт формирует "правильного" человека, помогает найти общий язык представителям различных слоев населения и выявляет потенциальных врагов новой власти. По замыслу создателей киноленты, она должна была в доступной и увлекательной форме сформировать "правильное" отношение большинства населения к социальной политике большевиков.

В докладе к.и.н., с.н.с. кафедры новой и новейшей истории Т.А.Некрасовой "Альтернативная реальность исторической памяти о Второй мировой войне в фильме «Бесславные ублюдки» (Германия, США, 2009)" речь шла о функциях художественных фильмов на историческую тематику, о методах, которые используются в кинематографе для воссоздания атмосферы прошлого, и о том, в какой мере историческая достоверность влияет на общий контекст исторической памяти. В ходе исследования была проанализирована фабула фильма в стиле супергеройского эпоса, реальные и вымышленные исторические персонажи соотнесены с событиями 1944 года в оккупированной национал-социалистами Франции.

Конференция носила полидисциплинарный формат и способствовала диалогу между различными сферами гуманитарного знания. Участники остались довольны работой и выражают свою искреннюю благодарность за радушный прием и организацию принимающей стороне – декану ВШТ МГУ В.Т.Третьякову и модератору конференции, д.иск., руководителю научного отдела ВШТ МГУ профессору Н.Г.Кривуля.