Новости науки
В апреле 2015 г. к.и.н., ассистент Кафедры исторической информатики МГУ Д.И.Жеребятьев провел в пермском кампусе НИУ ВШЭ практикум по цифровой истории для студентов и мастер-класс для преподавателей и сотрудников на тему «3D историческая реконструкция: актуальные проблемы и решения. Этот исследовательский проект является одним из магистральных направлений работы Кафедры исторической информатики, которая в минувшем году отметила свой 20-летие.
В ходе мастер-класса Д.И.Жеребятьев отметил важность использования технологий 3D-моделирования для исторической науки. Какие возможности дают историку 3D-технологии? В первую очередь они помогают проверять научные гипотезы. «Как по фундаменту восстановить объект полностью? Высоту стены крепости, например, может проанализировать компьютерная программа: она рассчитывает нагрузку крыши на балки. При таком подходе в отличие от высчитывания вручную все неверные варианты воссоздания здания отпадают. Кроме того, с помощью 3D-моделирования можно исследовать хрупкие археологические объекты и «проникать» в прошлое.
Наш коллега рассказал собравшимся об основных технологиях, применяемых в исторической реконструкции и моделировании: аэрофотосъемка, ренгенотомография, фотограмметрия и др. Так, магнитно-резонансная томография позволяет «просветить» археологические объекты изнутри. Алгоритм программы оцифровки сканирования лиц используется для построения 3D-рельефа местности. «Программа строит облако точек только по фотографиям и воссоздает геометрию местности», — отметил Д.И.Жеребятьев. В музеях под открытым небом используются технологии дополненной реальности: «Находясь в конкретной точке, используя планшет или ноутбук, мы можем видеть то, как выглядела местность много лет назад». Выступающий продемонстрировал также результаты проектов по 3D-моделированию, в частности виртуальную реконструкцию Страстного монастыря в Москве.
В ходе дискуссии собравшиеся обсудили проблемы, возникающие при воссоздании исторических объектов и варианты их решения.
В новости использованы материалы с сайта НИУ ВШЭ (г.Пермь)