Новости науки
5 марта 2018 года на кафедре истории России до начала XIX века после длительного перерыва возобновил работу научный семинар "Русь Средневековая", на очередном заседании которого с докладом "Образ Древней Руси в русских исторических текстах XVI века" выступил д.и.н., чл.-корр. РАН, профессор Б.Н.Флоря.
В докладе были представлены результаты исследования свидетельств о формирования образа Древней Руси в исторических сочинениях XVI в. – Никоновской летописи и Степенной книге. Оба памятника создают образ Руси под воздействием представлений о месте России в мире и в результате возводят его до уровня идеальной христианской страны, создавая новые и адаптируя старые идеи о приобретении величия и могущества своего государства. На основе этих источников докладчик выявил новации в формировании образа Руси, не характерные для более ранних сочинений, – ответы на вопрос, как Русь достигла такого высокого и уважаемого положения в мире.
Согласно Никоновской летописи, после крещения князя Владимира Русь проявила те качества, которые сделали ее образцовой христианской страной. Наиболее важные из них – тесные контакты светской власти с митрополитами, возведение церквей и создание епархиального управления, благодаря которым происходит быстрая христианизация, а также распространение веры за пределы страны и получение признания от европейских и средиземноморских государств. На фоне постепенного угасания былой мощи Византийской империи летописец описывает ее значение для христианского мира наравне с Русью. По замыслу Никоновской летописи после захвата Константинополя в 1204 г. в результате IV крестового похода именно Русь начинает играть роль первой христианской страны в мире.
Степенная книга укрепила образ Древней Руси, созданный Никоновской летописью, путем усиления значения отдельных событий и полного игнорирования тех свидетельств, которые не сочетались с представлениями ее составителей об идеальном образе своей страны. Русский народ, в частности династия Рюриковичей, был отмечен особой богоизбранностью. Так, Ольга приняла крещение благодаря Божьему побуждению, а не по советам иерархов и византийского императора, затем она стала проповедовать христианство. Крещению Владимира был предан вселенский характер: население с радостью принимало новую веру, из учрежденных книжных училищ вышли многие философы, а к самому Владимиру для крещения прибыли князья из волжских болгар. Все это подтверждает статус Руси как образцовой христианской страны уже при Владимире.
Далее Степенная книга опирается на "Сказание о князьях Владимирских" и сообщает, что полнота византийской власти как главного оплота христианства переходит к Руси через легендарное перенесение царских регалий Владимиру Мономаху от императора Константина Мономаха. По мнению Б.Н.Флори, составители Степенной книги видели в этом событии переломный момент в истории становления Руси главной христианской страной.
Докладчик также обратил внимание на то, что русские книжники XVI в. считали, что причиной всех неудач и падения Византии стало отступление от христианства сыновей Константина Великого. Русские великие князья не предавали и всегда защищали свою веру, поэтому Бог отвернулся от Византии и обратил милостивое отношение к Руси.