Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости науки

11.12.2017 IV Пименовские чтения на кафедре этнологии  6331 

11 декабря 2017 года кафедра этнологии и лаборатория прикладной этнологии исторического факультета МГУ провели очередные, четвертые, "Пименовские чтения", посвященную памяти д.и.н., профессора Владимира Владимировича Пименова (1930 – 2012), в 1986 – 2007 годах заведующего кафедрой этнологии.

В конференции, тема которой была заявлена как "Будущее в прошлом и настоящем глазами этнологов", приняли участие ученые Института этнологии и антропологии РАН, РИСИ, Финансового университета при Правительстве РФ и кафедры этнологии исторического факультета МГУ.

Автор фотографий: И.А.Ильяшенко

Конференцию открыл д.и.н., профессор В.В.Карлов. Его доклад был посвящен представлениям о будущем народа как предмете исследования в этнологии и антропологии. Выступающий отметил, что представления о будущем как объект и предмет изучения вписываются в понятие "историческое сознание народа", включающее как массовые народные суждения и взгляды о будущем, так и оценки будущего со стороны специалистов разного профиля – идеологов, ученых (в их числе этнологов), творческой интеллигенции. При этом в структуре исторического сознания, объединяющего, по мысли известного советского историка М.А.Барга, три основных проекции ("родовое" прошлое, «видовое» настоящее и будущее), будущему отводится функция целеполагания в движении общества во времени и пространстве. Поэтому анализ представлений общества и его различных подразделений о будущем есть чрезвычайно важная профессиональная задача этнологов и антропологов, но в нашей научной традиции, в отличие от западной, ей уделяется недостаточное внимание. Изучение данного круга проблем тем более важно, что человечество ныне находится в стадии серьезнейших перемен, касающихся условий бытия всех его составляющих стран и народов. Глобализация усилила полиэтничность состава практически всех регионов, но, кроме этого, действующие в мире тенденции как на уровне макро-групп, так и микро-процессы (множественность субкультурных вариантов) очевидно размывают многие устойчивые идентичности (включая этнические и национальные). Идеология же мультикультурализма выполняет при этой "групповой множественности" роль довольно неоднозначную. Так, некоторыми политическими философами запада проводится не лишенная аргументации идея о том, что мультикультурализм, признавая и включая все различия группового уровня, на практике есть лишь способ манипулировать и управлять различиями в интересах «глобальных игроков». Есть и иное понимание мультикультурности мира, приверженцы которого видят культурное разнообразие не предметом для розыгрыша в "нужном" направлении, но достоянием современной цивилизации. Однако для его реализации как достояния необходимо достижение подлинного равноправия культур в рамках автономного управления территориями, что отнюдь не противоречит одновременному формированию крупных мультикультурных наций. Докладчик видит задачу этнологии и социальной антропологии в современных условиях как анализ состояния и перспектив социально-культурных сообществ мира, ибо это необходимо для разработки оптимального варианта развития полиэтничного общества настоящего и будущего.

Доклад д.и.н., руководителя Центра гуманитарных исследований РИСИ Т.С.Гузенковой "Антропология будущего" был посвящен общегуманитарным философским и методологическим проблемам подхода в современном научном знании и в идеологии к феномену будущего. Выступающая отметила, что нынешняя ситуация во многих регионах мира характеризуется активным процессом футуризации массового сознания. Повсеместное распространение информационных технологий делает доступной любую, самую фантастическую визуализацию мира будущего, приобретающую качество виртуальной реальности. Становится заметной тенденция к использованию образов будущего в различных сферах с целью влияния на социальное, экономическое, политическое и иное поведение людей (например, повышение покупательской или политической активности, социальной ответственности). Кроме того значительная часть человечества перешла на новый этап развития, когда достижения научно-технического прогресса, коренным образом влияющие на важнейшие аспекты жизни людей, происходят многократно за время жизни одного поколения, то есть буквально на глазах. Таким образом, будущее оказывается ментально и технически так или иначе включенным в современную "культуру повседневности" значительной части жителей планеты, что способствует формированию как новых массовых настроений (например, футур-оптимизма или футур-пессимизма), так и новых профессиональных и социокультурных групп, проектирующих, воплощающих, а также изучающих идеи, продукты и артефакты "завтрашнего дня".

Доклад д.и.н., профессора, руководителя Центра по изучению межнациональных отношений ИЭА РАН М.Н.Губогло "Русскоязычная Вандея" был посвящен позициям русского языка после роспуска СССР в 1991 г., его функционированию в нерусских районах бывших союзных республик, значению его и русской культуры в целом в будущем для сохранения и упрочения партнерских и добрососедских отношений на постсоветском пространстве. Автор убедительно, на основе в том числе собственных этносоциологических обследований в ряде регионов, продемонстрировал, что для значительной части населения страны именно отказ новых элит самостоятельных государств постсоветского пространства от русского языка и русской культуры и попытки «титульной» этнизации общественной жизни стали мощным стимулом для движений за административно-государственную самостоятельность и за сохранение русского языка как государственного и свободное функционирование русской культуры. Эти тенденции стали одними из основных течений региональной политики в Гагаузии и Приднестровье (республика Молдова), а также в Крыму. Автор доклада также обратил внимание на то, что структуры по изучению русского языка в зарубежных странах, щедро финансируемые «Русским миром», к сожалению, фактически сосредоточены только лишь на языке, тогда как во многом позиции России в мире ближайшего будущего, несомненно, во многом выглядели бы более выигрышными, если бы кроме изучения языка активно проводилась линия на пропаганду русской культуры. Последнее замечание М.Н. Губогло было поддержано доцентом кафедры этнологии М.Н.Бахматовой, которая на основе собственного опыта работы в Северной Италии подтвердила, что действительно в деятельности таких структур по изучению русского языка полностью отсутствует пропаганда русской культуры. Более того, по сути в этих организациях заправляют люди, настроенные нередко русофобским образом, а тем, кто с симпатией относится к России, создаются невыносимые условия для работы, и они вынуждены уходить. Такое положение, несомненно, нуждается в изменении.

Профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, д.соц.н. Н.Р.Маликова в докладе "100 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Этатизация этничности: прошлое/настоящее VS будущее" осветила послереволюционную политику власти, связанную с национально-государственным строительством в СССР, сделав акцент на придании национальным районам бывшей империи административно-государственного статуса, политике "коренизации" управленческого аппарата и формировании национальной элиты. Часть этой элиты после распада Союза ССР стремилась и стремится упрочить свое положение во власти. Автор обратила внимание на то, что некоторыми современниками революционных событий (в частности, П.А.Сорокиным) высказывались большие сомнения в правильности национальной политики Советской власти. В наше время национально-государственная структура страны остается немаловажным фактором определенной ситуативной напряженности в межэтнических отношениях, что вызывает необходимость совершенствования этнонациональной политики на будущее.

Доклад к.и.н., ведущего научного сотрудника ИЭА РАН А.Д.Коростелева "Этнологи о будущем: будущее этнических общностей, будущее науки, будущее этнической политики" охватил весьма широкий круг проблем, обозначенных в заголовке. По мнению автора, постоянный мониторинг положения и социально-демографических изменений необходим современной этнологической науке не только для адекватного представления об этническом многообразии государства и его народов, о динамике изменений состава населения, но и для выработки правильной, основанной на глубоком научном анализе, этнической и национальной политики Российского государства.

Сотрудник кафедры этнологии М.Н.Архипова на основе полевых материалов Северорусской экспедиции кафедры сделала доклад "Феномен ностальгии на примере жителей Устьянского района Архангельской области". Автором было отмечено, что деревенские жители района испытывают ностальгические чувства по отношению к советскому прошлому, прежде всего отмечая не только то, что было больше порядка и была у всех работа, но в особенности в морально-этическом плане: люди были более добрыми и отзывчивыми, всегда были готовы помочь даже без просьбы об этом. С другой стороны, горожане отмечали, что, напротив, стали жить лучше чем прежде. Автор и выступившие в обсуждении констатировали, что феномен ностальгии о прошлом есть сложное чувство, своеобразно соединяя в себе ощущения, связывающие прошлое, настоящее и будущее.

Подводя итог состоявшейся конференции, в которой кроме докладчиков принимали участие профессора Д.А.Функ (заведующий кафедрой этнологии), Л.Б.Заседателева (заведующая лабораторией прикладной этнологии), доценты Е.В.Миськова и М.Н.Бахматова, другие сотрудники и аспиранты кафедры, можно отметить, что участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости разработки новых подходов в решении вопросов будущего наций, исследований национальной идентичности, национальных языков, в частности русского языка и его будущего. В число дискутируемых вошли также темы сохранения / изживания этнократии в будущем; взаимодействия меньшинства и большинства; степень достоверности прогнозов.

В ходе выступлений не раз звучал вопрос: "Что будет дальше?",

  • если нации сольются, и границы между ними сотрутся;
  • если появятся некие групповые мультикультурные множественности, объединенные общими региональными интересами и близкой культурой;
  • если в ситуации доминирования обособившихся и получивших преимущества меньшинств в защите уже будет нуждаться большинство;
  • если ареалы, до сих пор сохраняющие свою приверженность русскому языку, по той или иной причине откажутся от него?

Разумеется, на эти вопросы нет готовых и однозначных ответов. Но понимание этого во многом и становится отправной точкой для дальнейших раздумий и исследований. Задача же конференции была в попытке обозначить круг нуждающихся в разработке проблем.

Новость подготовлена профессором кафедры этнологии В.В.Карловым.


Назад к списку новостей



Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций