Электронная библиотека исторического факультета

Новости науки

01.03.2013 Научная конференция «Россия и Германия: культурные связи»
 945

Научная конференция «Россия и Германия: культурные связи»

1 марта 2013 г. на историческом факультете МГУ в рамках Года Германии в России состоялась конференция «Россия и Германия: культурные связи». Организаторы конференции - Кафедра всеобщей истории искусств и Кафедра истории отечественного искусства.

В прозвучавших на конференции докладах были затронуты самые разные стороны культурного обмена, длящегося между двумя странами на протяжении веков: это и проблема изучения искусства русской иконы на Западе — в частности, в Германии, и почти детективное расследование обстоятельств пребывания западных мастеров в России времен Ивана Грозного, и роль немецких художников и посредников в формировании коллекций европейского искусства при Екатерине II, а также отдельный блок тем по искусству XX века. Последнее неудивительно, поскольку начало XX века в нашем восприятии стало не иначе как рубежом новой эры в искусстве, сбросившем тогда иго прежних образов и принявшемся творить свой мир, со всеми вытекающими отсюда проблемами, очень разноплановыми, как сугубо личностными, так и претендующими на универсальность. Конечно, аспекты взаимовлияний России и Германии в области искусства нисколько не исчерпываются темами докладов конференции; где были отмечены только отдельные точки. Между тем, в культурном пространстве, сформировавшемся между двумя странами, существуют целые созвездия-явления, состоящие из множества звезд-личностей, которые могут стать темой для отдельного исследования.

По ходу конференции не раз и не два отмечались сложности понимания, проистекающие из особенностей национального мироощущения, вместе с тем, например, в докладе, прозвучавшем на немецком языке и посвященном именно разнице в восприятии левитановских образов в России и за рубежом, было отмечено, что и среди иностранцев искусство Левитана нашло понимание — и далее говорилось, в частности, о Райнере Мария Рильке. Конечно, это особый случай, но в связи с ним вспоминается, что начало переписке трех гениальных поэтов — Цветаевой, Пастернака и Рильке — было положено письмом Л.О.Пастернака, отца Бориса Пастернака, к Рильке, который в ответном письме говорит, что даже если бы совсем разучился понимать по-русски, то радость от самого факта получения письма непременно вернула бы ему утраченные знания. И это очень хороший ориентир, если речь идет о культурных связях, которые, таким образом, нужно продолжать и расширять, пытаясь понять и принять друг друга насколько возможно полнее и ближе к сердцу.

использованы фотографии из альбома с нашей страницы "ВКонтакте"


Назад к списку новостей