Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Смирнова Э.С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода.  XV век. М.: Северный паломник, 2011

подробная информация

Книга содержит полный обзор сохранившихся от XV века иллюстрированных рукописей Великого Новгорода. Миниатюры русских средневековых рукописей, благодаря их хорошей сохранности и отсутствию переделок, содержат важную и более полную информацию о художественном уровне и живописных особенностях местного искусства, чем дошедшие до нас иконы. Кроме того, миниатюры рукописей содержат оригинальные сюжеты и изобразительные мотивы, раскрывающие специфику местной культуры. Считалось, что в Новгороде в XV в. иллюстрированных рукописей не было вовсе, и что вся творческая энергия художников ушла в создание икон, которые пользуются большой известностью в среде историков искусства как наиболее выразительное явление в художественном наследии новгородской живописи. Первый вариант исследования Э.С. Смирновой, опровергший это мнение, вышел в 1994 г. (издательство "Наука"). Новое издание содержит более широкий материал, найденный в последние годы, и высококачественные репродукции, которые дают представление о высоком уровне книжного искусства Великого Новгорода – одного из крупнейших художественных центров Средневековой Руси.


Смирнова Э.Е. Московская икона XIV-XVII веков - СПб.: Аврора, 2008

подробная информация
Альбом содержит вступительную статью о Московской школе живописи, которая оставалась долгое время не оцененной историками искусства. Историческое развитие Московской школы, ее своеобразие описано авторами полно и интересно. Уникален иллюстративный материал, сопровождающий рассказ автора. Большую часть альбома занимают цветные репродукции, позволяющие в полной мере ознакомиться с искусством иконописи. Последняя часть книги – это аннотации к имеющимся репродукциям. Также представлен перечень выставок, литературы, музеев, реставрационных мастерских, библиотек.

Смирнова Э.С. "Смотря на образ древних живописцев". Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. - М.: Северный паломник, 2007.

подробная информация
Книга посвящена мотиву "иконы в иконе", т.е. изображениям сакрального образа в составе разных сцен вносят значительный вклад в раскрытие своеобразия древнерусской живописи. Выясняется, что в русском искусстве существовал целый пласт сюжетов, слабо представленных в других регионах православного мира. Эти сюжеты не в словесной, а в убедительной визуальной форме раскрывали идею святости икон и истинности иконного образа. К числу подобных явлений, знаковых для русского искусства, относятся многочисленность икон "Спас Нерукотворный" с надписями "Образ Нерукотворенный" (т.е. возникший без участия рук человеческих, вместо византийского указания на ткань-реликвию); распространение образа евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери не в одиночку, а с помощью Божественной Премудрости; изображения чудес, творящихся через посредство икон Христа, Богоматери, общехристианских и русских святых; особые циклы, посвященные истории русских чудотворных икон. Обнаруженные особенности указывают на исключительное отношение русской культуры к иконному образу, остро воспринимаемому и как средство контакта с горним миром, и как один из способов наставления в вере, и как чудотворящая святыня. В 2011 году Э.С. Смирнова получила за эту книгу Ломоносовскую премию второй степени.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. – М.: Православный Свято-Тихоновский университет, 2007. – 752 с.

подробная информация
Книга известных специалистов-искусствоведов посвящена истории живописи Средневековой Руси, начиная от принятия христианства в конце X века до начала реформ ПетраI и основания Санкт-Петербурга в 1703 году. В книге рассматриваются настенные росписи храмов, выполненные в технике мозаики и фрески, иконы, книжные миниатюры и орнаменты. Характеризуются произведения времен Киевской Руси из Киева и Чернигова, Полоцка и Галича, а также памятники Новгорода и Пскова, Ростова, Суздаля и других городов. Видное место занимает характеристика художественного наследия Москвы XIV—XVII веков, включая произведения знаменитых иконописцев: преподобного Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других. В общей сложности авторский коллектив работал над книгой около десяти лет. "История древнерусской живописи" – это первый постсоветский учебник для вузов по истории древнерусского искусства.

Смирнова Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII – середина XIV века. – Москва, 2004. – 512 с.

подробная информация

В истории русского средневекового искусства есть период, который до сих пор остается самым темным и малоизученным. Это столетие от середины XIII до середины XIV в., между татарско-монгольским нашествием и возвышением Москвы при митрополите Алексие и великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. В обеих «Историях русского искусства», выпушенных при участии И. Э. Грабаря, этот период не получил освещения. Единственным регионом, которому исследователи отводили активную культурную роль в XIII–XIV вв., долгое время оставался Новгород.

Новизна современного этапа в изучении русского искусства середины XIII – середины XIV в. состоит в появившихся возможностях заполнить лакуну и показать преемственность искусства зрелого XIII в. по отношению к искусству домонгольских центров и возродившегося после татарского нашествия Ростова. Новые возможности возникли в связи с новыми находками и развитием мировой византистики. Хронологические рамки отраженного в книге периода трудно определить в виде конкретных дат. В качестве его нижней границы можно указать приблизительно 1250-е годы, когда намечаются первые признаки восстановления культурной жизни. Верхней же границей служит начало правлении Алексия (1354–1378), т. е. тот период, когда на Руси, особенно в Москве, уже готовился необычайный художественный расцвет, по времени соответствующий так называемому позднепалеологовскому периоду в византийском искусстве и оставивший после себя целую вереницу выдающихся произведений иконописи.

Географические границы исследования носят несколько размытый характер. Для данной работы наиболее важны памятники тех земель, которые некогда составляли ядро великого княжества Владимирского, но после кончины Всеволода Большое Гнездо стали быстро дробиться. В книге собраны произведения из музеев разных городов России. Многие иконы совсем недавно попали в поле зрения исследователей. Наряду с иконами в книгу включены три уникальные лицевые рукописи. Эти произведения впервые позволяют охарактеризовать художественную жизнь большого края, который сыграл выдающуюся роль в становлении искусства Москвы и русской традиции в целом.


Евангулова О.С. Московская архитектура и ее создатели (первая половина XVIII века). М.: Прогресс-Традиция, 2014. 432 с.

подробная информация
Книга состоит из ряда очерков, посвященных зодчеству Москвы еще недостаточно изученного периода первой половины XVIII столетия.  Исследование имеет специфический уклон. Он предполагает характеристику не только самих памятников, но и личностей, непосредственно инициировавших их создание, а фактически соавторов – царственных и обладающих большими возможностями  именитых заказчиков – Петра I, императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, А.Д. Меншикова,  братьев Гагариных, П.И. Ягужинского, четы Головкиных и других. Важнейшая особенность привлекаемого материала состоит в том, что за исключением нескольких сильно перестроенных и изменившихся до неузнаваемости церквей и дворцовых зданий, рассмотренные в книге сооружения  давно не существуют. Сознавая это, опираясь на графические и письменные архивные и музейные источники, а также привлекая  воспоминания современников, автор стремится донести до читателя облик когда-то существовавшего города, неизмеримо более полнокровный и красочный, нежели тот, что мы наблюдаем сегодня. В этом отношении книга может заинтересовать не только специалистов, но самый широкий круг читателей, почитающих отечественную старину и московские достопамятности. Издание осуществлено при финансовой поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы.

Веселов В.Л., Веселова С.С. Сады Москвы. М.: Издательство "МИК", 2013. 360 с., илл.

подробная информация
Книга посвящена историческому прошлому московских садов. И тех, которые и поныне радуют посетителей своим обликом, одухотворенным памятью о былом, и тех, которых нет сегодня. Но сохранились письменные свидетельства, изобразительные материалы, на них и построена книга. В ней также использованы современные фотографии авторов. Всё вместе позволяет составить представление о различных этапах ландшафтной архитектуры Москвы, о богатстве и разнообразии композиционных решений и оформления садов и парков, о характерных особенностях садовой жизни. Издание осуществлено в рамках издательской программы Правительства Москвы при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. в 2014 году книга стала лауреатом 10-го Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина", проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.


[8 - 14 из 25]

Ключевые слова

Вы можете уточнить поиск, нажав на соответствующее ключевое слово в списке ниже:


Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.

Тематики каталога