Академик РАН, д.и.н., профессор кафедры истории средних веков, президент исторического факультета МГУ С.П.Карпов рассказал на портале "ПостНаука" о средневековой торговле, истории мореплавания и видах торговых кораблей.
Та организация флота, которая была создана в Средние века, не знала себе равных до появления английских больших компаний Нового времени. Вспоминая то, как была устроена навигация XIII–XV столетий стоит обратить внимание на две очень разные, непохожие друг на друга системы: венецианскую и генуэзскую. Лучше них в Европе не было. Венецианские корабли ходили и в Черное море, и затем вокруг Европы, вплоть до Лондона, и в Северную Африку. Направлений было несколько. Перевозили они дорогостоящие грузы, но перевозили на судах специального типа, которые называли торговыми галеями. Они имели совершенно фантастическую систему охраны. Когда нужно было отправить караван за дорогими товарами, например, в Константинополь, или в Тану, или в Трапезунд, Венеция объявляла конкурс, аукцион. Его выигрывал тот, кто обещал уплатить больше за право проведения навигации. Ему отдавалась галея, построенная государством и оснаженная всем необходимым: парусами, мачтой, такелажем...
Генуэзцы тоже использовали галеи, но у них не было таких организационных и финансовых возможностей, как у Венеции. Поэтому они фактически действовали по клановому принципу, создавая организацию родственников, которые вкладывали свой капитал, вместе покупали караты (доли) корабля и потом из фрахта возмещали свои издержки и получали доходы. В результате торговая генуэзская эскадра могла получать большие прибыли...
О том, с какими трудностями и опасностями сталкивались торговые караваны, какова была стоимость самого фрахта и грузов, которые перевозили корабли, существовали ли в то время "рабы на галерах", вы можете узнать из мини-лекции, видеозапись которой мы предлагаем вашему вниманию: