Сотрудничество с музеями

18.10.2022 Представители исторического факультета МГУ – участники конференции "«Три Рима» Софьи Палеолог (к 550-летию прибытия в Москву)"

Представители исторического факультета МГУ – участники конференции "«Три Рима» Софьи Палеолог (к 550-летию прибытия в Москву)"

17–18 октября 2022 года представители исторического факультета МГУ приняли участие в научной конференции "«Три Рима» Софьи Палеолог (к 550-летию прибытия в Москву)", организованной Отделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН.


Д.и.н., профессор кафедры истории средних веков О.Ф. Кудрявцев представил доклад "Папский Рим в восприятии русского гонца Дмитрия Герасимова (1525 г.)". Высоко образованный ученый и одновременно дипломат на службе великого князя Московского Василия III Дмитрий Герасимов посетил, выполняя поручение своего государя, Рим как раз в то время, когда "Вечный город", являвшийся резиденцией пап и главным религиозным центром всего католического мира, стал одновременно и важнейшим очагом ренессансной культуры. В этой связи представляет интерес не только то, что Дмитрий Герасимов поведал о своей стране собрату по перу итальянскому гуманисту Павлу Йовию, но и то, что он увидел или мог увидеть в Риме, что могло привлечь его особенное внимание.

В докладе "Универсализм в памятниках русской исторической мысли XV – начала XVI вв.: имперский? церковно-христианский? иной?" д.и.н., профессор кафедры истории южных и западных славян М.В. Дмитриев рассмотрел данные огромного Никоновского летописного сборника (рубеж 1520-х и 1530-х годов) и так называемого "Русского хронографа" редакции 1512 года с точки зрения соотношения в этих памятниках представлений об "национальном" и христианско-универсальном. В этой области историки сталкиваются с острым познавательным парадоксом: предполагается найти в этих памятниках выражение русского "национального" самосознания, а обнаруживается система представлений, которые подают русское как универсальное. Материалы этих и других текстов, формировавших Wir-Gefühl ("чувство мы") Московской Руси, заставляют разрабатывать гипотезу, что в русской общественной мысли XV – XVI вв. (в отличие от западной) дискурсы "протонационального" вступали в конфликт с христианскими представлениями об общечеловеческих (или общехристианских) сообществах. Видимо, в этой области опыт древнерусской культуры московского периода существенно отличался от опыта западных стран. Это последнее предположение проверяется сопоставлением русских памятников с памятниками французской и польской исторической мысли XV – начала XVI вв. (например, с многотомными "Хрониками славного Королевства Полського Яна Длугоша"). Получаемые данные позволяют идентифицировать присутствие в русской православной культуре допетровского времени очень весомого идеологического и, скорее всего, ментального тренда, в котором "национальное" буквально растворено (иногда – без остатка) в христианско-универсальном.


В докладе "Участие Софьи Палеолог в придворных церемониях", представленном зам. заведующего кафедрой истории России до начала XIX века, к.и.н., доцентом Т.А. Матасовой, много лет изучающей широкий спектр вопросов, связанных с личностью и деятельностью Софьи Палеолог, был рассмотрен вопрос о придворной роли второй супруги Ивана III. На основании последовательного разбора свидетельств источников разного происхождения автор пришла к выводу о том, что во время церемоний великая княгиня олицетворяла женскую часть государевой семьи, а также являлась важным символом того, что московский суверен открыт к диалогу с Западом. Тем не менее, Софья никогда не выступала как самостоятельный дипломат и политик. Круг реальных задач, к решению которых она была причастна, в основном ограничивался светским общением с иноземными послами (гораздо менее частым, чем принято думать), но в первую очередь - вопросами замужества дочерей и, конечно, стабильности и преемственности в семье. Преувеличивать роль "советов" Софьи и тем более значение ее "скрытого влияния" на государя не стоит. К "большой политике" гораздо большее отношение имели греки из окружения Софьи, действовавшие, впрочем, не независимо, а в рамках направлений, определенных Иваном III и его ближайшими подданными.


Д.и.н., доцент кафедры истории средних веков С.В. Близнюк представила доклад "Королева Кипра Елена Палеолог и ее контакты с венецианским гуманистом Леонардо Джустиниани". Светлана Владимировна проанализировала историю жизни, характер и деяния королевы Кипра Елены Палеологины, жены кипрского короля Жана II Лузиньяна, дочери деспота Мореи Феодора II Палеолога. В докладе исследователь проанализировала различные мнения о ней в греческих и латинских источниках. Основное внимание было уделено анализу её переписки с венецианским гуманистом Леонардо Джустиниани. В его письмах подчеркивается значимость Кипра, культурные корни которого уходят глубоко в античность и непосредственно связанного с греко-византийским миром. В процессе греко-латинского синтеза на Кипре Елена Палеологина сыграла далеко не последнюю роль, несмотря на все негативные отзывы о ней латинских авторов.

Выступление специалиста по учебно-методической работе кафедры истории России до начала XIX века А.В. Носова "Служба свт. Григорию Паламе и его сочинения на Руси в  XV–XVI  вв." был посвящен проблеме почитания и рецепции богословского наследия Григория Паламы на Руси. На основе кодикологического и текстологического анализа списков Службы (наиболее ранний полный список датирован автором началом  XVI  в.) выдвигается гипотеза о бытовании нескольких вариантов памятника. Служба не была широко известна среди русских книжников. С конца первой трети  XV в. на Руси происходит медленная рецепция преимущественно полемических сочинений Григория Паламы ("Прения с хионы и турки"). С рубежа XV–XVI  вв. можно говорить о росте внимания отдельных русских книжников к антилатинским произведениям святителя ("Против Векка"), а также к ряду сочинений его сторонников аналогичного характера (Давида Дисипата, Нила и Николая Кавасилы). Автор полагает, что Григорий Палама почитался с рубежа  XV–XVI  вв. узким кругом русских интеллектуалов, интересующихся антииудаистской и антилатинской (т.е. малой) частью его литературного наследия, что связано с оформлением представлений о Московском государстве как о "Третьем Риме", противопоставленному латинскому Риму, а также с борьбой против ереси жидовствующих.

Конференция объединила исследователей из Института всеобщей истории РАН, Института российской истории РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Уральского федерального университета, Гарвардского университета и других вузов. Доклады участников были посвящены как широкому кругу вопросов, связанных с самой Софьей, так и многочисленным сюжетам, позволяющим глубже раскрыть образ эпохи, в которую Софье довелось жить.



- Программа конференции.pdf