Сотрудничество с музеями

09.09.2022 Представители исторического факультета МГУ – участники конференции "Соловки в истории и культуре Севера"

Представители исторического факультета МГУ – участники конференции "Соловки в истории и культуре Севера"

5-9 сентября 2022 года представители кафедры истории России до начала XIX века приняли участие в научной конференции "Соловки в истории и культуре Севера", проходившей на Соловецких островах (Архангельская область). Организаторами конференции выступили Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.

Соловецкая конференция традиционно объединяет историков, археологов и искусствоведов из разных городов. В этом году в ней приняли участие 42 докладчика из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Вологды, Калуги, Апатитов, Петрозаводска, Соловков. Значительная часть докладов была посвящена не только истории Соловецкой обители, но и важнейшему направлению изучения прошлого Соловков - домонастырской истории архипелага, насчитывающей несколько тысяч лет. Несколько докладов были посвящены и наследию Соловков XX в. Кафедра истории России до начала XIX века истфака МГУ давно является одним из важных центров изучения прошлого Соловецкого монастыря и Поморского Севера.


Зам. заведующего кафедрой, к.и.н., доцент Т.А. Матасова выступила с докладом на тему "Соловецкая трапеза в воспоминаниях путешественников и паломников рубежа XIX-XX вв.: социокультурные аспекты". Она представила результаты комплексного анализа данных источников о соловецкой паломнической и монашеской трапезе с учетом современных тенденций гуманитарного знания. Свидетельства о способах приготовления и вкушения пиши дают богатый материал для семиотических и социокультурных интерпретаций. В этом контексте трапезу не стоит рассматривать только как способ утоления голода: это всегда важная часть общения, социально значимое действие, дающее ощущение общности, а также важный момент демонстрации иерархии. Осмысление нового пищевого опыта в конечном счете неразрывно связано с самоидентификацией, поскольку оно провоцирует размышления о привычном и непривычном в питании, а также рефлексию о культуре, породившей тот или иной "локальный пищевой ландшафт". Татьяна Александровна пришла к выводу, что в описаниях соловецкой трапезы рубежа XIX-XX вв. нашли яркое отражение как издревле сложившиеся символические ее черты, так и мировоззрение авторов свидетельств: если благожелательно настроенные к монастырю люди с более или менее традиционными взглядами восхищались обилием и вкусом соловецких блюд, то гости, критически относившиеся к монастырской жизни, не скрывали недоверия и в отношении пищи. В этом частном моменте проявился колоссальный социальный разлом, ставший одной из причин революционных потрясений. Интересно, что рассмотренный материал обнаруживает, что этот разлом шел не по линии "аристократ"-"простолюдин", а по линии отношения к средневековым традициям, которые хранила церковь.

Доклад к.и.н., доцента А.Е. Тарасова "Время суток в Житии Зосимы и Савватия Соловецких" был посвящен недостаточно разработанной проблеме восприятия времени в памятниках агиографии. Автор показал, что содержащиеся в Житии упоминания времени суток можно условно разделить на три группы. К первой относятся указания на конкретный час суток или временной отрезок между конкретными часами. Указания, относимые ко второй группе, имеют хронологическую привязку к суточному богослужебному кругу или связанным с ним правилам молитвенного обихода. К третьей группе относятся указания на часть суток: утро, полдень, день, вечер или ночь. Свидетельства Жития о времени суток первой группы крайне редки и связаны исключительно с чудесами, второй группы – относительно редки и в большинстве случаев связаны с чудесами, третьей группы – многочисленны и встречаются в разнообразных контекстах как в основном тексте Жития, так и в чудесах. По мнению Аркадия Евгеньевича, точные временные и литургические хронологические указания в пределах суток неслучайно маркируют чудеса: это было важно как для сакрально-символических целей, так и для всесторонней конкретизации, подтверждающей реальность чуда. В свою очередь, наиболее многочисленные суточные свидетельства третьей группы, как правило, отражают реальное повседневное ощущение времени человека Средневековья, которое было гораздо менее конкретным, чем современное, и в большей степени определялось длительностями в пределах частей суток.

Аспирант 3-го года обучения Н.А. Марченко выступил с докладом на тему "Предписания русских архиереев XVI-XVII вв., относящиеся к церковной архитектуре, на примере храмозданных грамот из архива Соловецкого монастыря". В докладе на основании неопубликованных храмозданных грамот новгородских и холмогорских архиереев из копийной книги архиерейских грамот Соловецкого монастыря, хранящейся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, а также на основании опубликованных грамот данного типа производится попытка комплексного анализа требований, предъявлявшихся русскими архиереями XVI—XVII вв. к церковной архитектуре. Кроме нашедшего широкое освещение в научной литературе вопроса о запрете строительства шатровых храмов в XVII столетии, в докладе подвергаются анализу другие, неизвестные ранее архитектурные предписания, находящиеся в храмозданных грамотах. Автором делается попытка связать их присутствие в храмозданных грамотах с деятельностью русских патриархов и церковных соборов XVII столетия.


В рамках конференции состоялись презентации коллективной монографии "«Союз со счастьем»: Соловецкий монастырь и морское наследие Русского Севера", ответственным редактором которой выступил к.и.н., доцент кафедры истории России до начала XIX века А.В. Лаушкин, и монографии заместителя директора СГИАПМЗ по науке А.Я. Мартынова "Домонастырские древности Соловецкого архипелага VI тыс. до н.э. – XV в."


Публикация сборника материалов конференции "Соловки в истории и культуре Севера" ожидается в 2023 году.



- Программа конференции.pdf