Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Сотрудничество с музеями

26.03.2022 Лекция М.А. Лопуховой "Рождение натюрморта и его главные мастера в «золотой век» живописи"  1216 

Лекция М.А. Лопуховой "Рождение натюрморта и его главные мастера в «золотой век» живописи"

26 марта 2022 года заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, к.иск., доцент М.А. Лопухова выступила в Оренбургском областном музее изобразительных искусств с лекцией "Рождение натюрморта и его главные мастера в "золотой век" живописи", состоявшейся в рамках образовательной программы к выставке "Предмет – Образ – Смысл. Западноевропейский натюрморт XVII–XIX веков".

В своей лекции Марина Александровна рассказала о дискуссиях, которые существуют в искусствознании по поводу определения истоков натюрморта как жанра. Одни исследователи склонны возводить его к античности – к живописи Древней Греции, описанной в текстах Плиния Старшего, и к известным мозаикам и фрескам Древнего Рима. Другие предпочитают прослеживать сложение жанра, начиная с эпохи Возрождения. Различное отношение к предмету как части общей картины мира в Италии и к северу от Альп определило особенности развития натюрмортных композиций в искусстве этих стран в XV–XVI вв., но общий интерес к реальности, развившийся к 1580-м гг., привел к появлению картин с изображением острохарактерных торговцев и «лавок» одновременно у Питера Артсена, Бартоломео Пассеротти, Винченцо Кампи, которые стали предшественниками натюрморта.

В самостоятельный жанр натюрморт оформился в первой половине XVII века. Термины, которыми его обозначали коллекционеры, хронисты и теоретики искусства того времени, были разнообразны, как и типология картин, и характеризовали скорее набор изображенных предметов. Однако ко второй половине столетия уже появились знакомые нам собирательные понятия – уничижительное французское "натюрморт" ("мертвая натура"), происходящее из среды академистов, и более адекватно отражающее суть нового жанра голландское stil-leven («неподвижная натура»), созвучное немецкому Stilleben, которое метафорически передается как "тихая жизнь вещей".

Основная часть лекции была посвящена развитию европейского натюрморта в «золотой век» живописи, в эпоху барокко. и его выдающимся мастерам в Голландии, Фландрии, Италии и Испании. Наиболее подробно были рассмотрены главные разновидности голландского натюрморта – наиболее разнообразного с точки зрения типологии и предпочтений, которыми обладала живописная школа того или иного северо-нидерландского города: цветочный натюрморт (Амбросиус Босхарт, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Абрахам ван Бейерен), "завтрак" (Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Ян Янс Уил), "роскошный натюрморт" (Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен), "суета сует". Лектор осветила общую хронологию их развития, их связь с естественнонаучными интересами и модой эпохи, способы их символической интерпретации, формальные и живописные задачи, которые ставили перед собой художники; было обозначено место натюрморта в жанровой системе голландской живописи этого времени.

Вкратце были описаны основные черты фламандского натюрморта. Подход итальянских живописцев к изображению предмета был охарактеризован на материале ренессансных памятников, после чего были рассмотрены некоторые яркие примеры обращения к жанру натюрморта в Риме, Неаполе, Флоренции и на Севере Италии в XVII веке – у Караваджо, Томмазо Салини, Бартоломео Бимби, Джованни Баттисты Крешенци, Джузеппе Рекко и др. Испанский бодегон и натюрморт были рассмотрены на примере творчества крупнейших мастеров национальной школы "золотого века": Хуана Санчеса Котана, Диего Веласкеса, Франсиско Сурбарана. Такой подход позволил поместить в широкий художественный контекст некоторые из полотен, представленных на выставке.

Выставка Предмет – Образ – Смысл. Западноевропейский натюрморт XVII–XIX веков", ранее с успехом показанная в Курске и Белгороде, включает 40 полотен из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина, которые позволяют проследить развитие европейского натюрморта с середины XVII по XIX век, ознакомиться с его главными разновидностями и с некоторыми видными мастерами этого жанра – представителями различных школ европейской живописи.


Назад к списку новостей

Наши партнеры