Сотрудничество с музеями

26.08.2021 Летняя школа "Мировые войны XX века: новейшие историографические разработки в помощь учителю истории"

Летняя школа "Мировые войны XX века: новейшие историографические разработки в помощь учителю истории"

25-26 августа 2021 года на историческом факультете МГУ в рамках программы "МГУ-школе" состоялась летняя онлайн-школа "Мировые войны XX века: новейшие историографические разработки в помощь учителю истории".

В условиях современной мирополитической турбулентности история глобальных конфликтов XX века приобретает остродискуссионный, а порой и идеологизированный характер. Перед учителем встает непростая задача в формате урока изложить узловые проблемы минувшего столетия с учетом пестрого и динамичного информационного фона. В свете этого вопросом принципиальной важности становится развитие диалога между академическим сообществом и школьными учителями истории с целью формирования у подрастающего поколения грамотного понимания тех тектонических сдвигов, которые определили облик современной цивилизации, и их влияния на судьбы России. Лекционная программа летней школы была составлена таким образом, чтобы отобразить внутриполитическое и международное измерение мировых войн XX века.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились и.о.декана исторического факультета, академик РАО, д.и.н., заведующий кафедрой новой и новейшей истории, профессор Л.С. Белоусов и заместитель декана по учебно-методической работе, к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории В.Н. Истратов.

нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В работе летней школы приняли участие более 300 педагогов из 50 регионов России и пяти стран ближнего зарубежья, а также Китая, придав нашему форуму не только общероссийский, но и международный масштаб.

Первый день работы летней школы охватывал различные аспекты участия России в Первой мировой войне.

нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Лекция доцента кафедры истории России XIX – начала XX в., д.и.н. Ф.А. Гайды "Между внешним и внутренним фронтом: политическое развитие России в 1914 - марте 1917" была посвящена основным тенденциям внутриполитического развития России с начала Первой мировой войны до Февральской революции.

подробнее...

Выступающий использовал наработки современной историографии, а также методы политического анализа. Он показал, что в этот период для России уже были характерны принципы функционирования современной политической системы, а также обозначил важность взаимоотношений власти и оппозиции как значимой причины революционной тенденции.

Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:

  • Спасибо огромное! Очень содержательная лекция.
  • Спасибо за реальное "погружение" в эпоху!
  • Огромное спасибо Фёдору Александровичу за прекрасную аналитику политической ситуации начала 20 века!
  • Спасибо за познавательный и полезный для работы материал!
  • Молодец! Приятно слушать. Очень интересно.
скрыть текст



нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В лекции доцента кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, к.и.н. Е.В. Романовой "Россия и союзники в Первой мировой войне" были подробно освещены вопросы взаимодействия между главными участниками Антанты в Первой мировой войне. На богатом фактическом материале выступающая продемонстрировала, как непросто складывались отношения между союзниками и с какими проблемами они сталкивались при выработке общей военной стратегии.

подробнее...

Особо был подчеркнут фактор взаимного восприятия между союзниками: несмотря на решимость довести войну с Центральными державами до победного конца, члены Антанты демонстрировали определенное недоверие друг к другу и опасались взаимного усиления по итогам войны (что особенно отчетливо проявилось в англо-российских отношениях). В то же время в выступлении и в ответах на вопросы лектор развеяла ряд мифов об участии Лондона и Парижа в подготовке революции 1917 г. в России, подчеркнув осознаваемую западными союзниками важность российского вклада в общий ход военных действий против Центральных держав.

Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:

  • Спасибо! Интересная лекция, будит мысль и заставляет обратиться к источникам. Приятно, что идет рассуждение, а не отстаивания одной точки зрения. Дипломатия - дело тонкое. Не просто понять деятелей того времени. Мы невольно мыслим иначе.
  • Спасибо за высокий уровень лекционного материала и блестящую подачу проблемных вопросов!
  • Давно не слышала таких чудесных лекций. Спасибо лекторам и организаторам!
  • Спасибо огромное за потрясающую лекцию!
скрыть текст



нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Историософской направленностью выделялась лекция нашего специального гостя – доктора по истории, профессора кафедры новой и новейшей истории исторического факультета Софийского университета Дарины Григоровой "Почему болгары не русофобы? Болгарская историческая память о России: война и мир". Лектор обозначила ключевые, на ее взгляд, компоненты русофобии: христианофобия (боязнь Церкви); политиофобия (боязнь государства); славянофобия (боязнь панславизма, с одной стороны, и "другой Европы" или "Восточной Европы", в терминологии Тютчева, которую может возглавить Россия); советофобия; русофобия (страх и отчуждение от русского, сопровождающийся постоянным тревожным интересом к нему, русоцентризм с обратным знаком).

подробнее...

Особое внимание Д. Григорова уделила болгаро-русской православной связи: "словоцентричности" наших народов. Лектор коснулась вопросов, связанных с манипуляцией исторической памятью: политическая борьба вокруг переименования Храма-памятника Св. Александра Невского в Софии, стремление затенить значение Сан-Стефанского прелиминарного договора, идеологический демонтаж 9 мая.

Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:

  • Спасибо за аккуратность лектора в сложных вопросах!
  • Спасибо огромное! Интересный взгляд на историю наших народов и стран.
  • Спасибо, Дарина! Очень интересная лекция. Особенно импонирует интеллигентная манера подачи информации.
  • Спасибо за великолепную подачу щекотливого материала! Вот где настоящая толерантность.
скрыть текст



Повесткой второго дня летней школы стали, с одной стороны, дискуссионные вопросы происхождения Второй мировой войны и взаимодействия СССР с союзниками в формате "Большой тройки", с другой – малоизвестные страницы жизни Московского Кремля в годы Великой Отечественной войны.

нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Лекция доцента кафедры новой и новейшей истории исторического факультета, к.и.н. Р.А. Сетова "Причины и условия начала Второй мировой войны: мифология и историческая реальность" была посвящена тем трендам в литературе о Второй мировой войне, в которых прослеживаются спорные (не доказанные убедительно) гипотезы, на основе которых существует и даже возникает военно-историческая мифология. Лектор привлек внимание к проблеме сопоставления этой мифологии с исторической реальностью и с достижениями новейших исследований отечественных и зарубежных ученых.

подробнее...

Выступающий указал на два важнейших источника долговременного существования как банальных концепций причин войны и мифологических объяснений условия ее начала, так и несуразных, но модных сегодня гипотез. Первый источник – восприятие историографической традиции советского времени как канона, принадлежащего фундаментальной науке и не подлежащего критике. Второй источник мифостроительства – противоположный по содержанию. А именно – это стремление либо создать нечто по принципу "новация ради новации", либо просто ниспровергнуть все достижения советской науки и представить условную "неокритическую" историографию международных отношений и Второй мировой войны.

Р.А. Сетов обратился к некоторым бытующим в литературе конкретным мифам. Среди них – восприятие начала войны как неожиданно оказавшейся успешной авантюры Германии, которая якобы была заметно слабее своих противников. На самом деле в событиях сентября 1939 г., как считает лектор, прослеживается уверенный расчет Германии на собственную мощь и готовность к такой войне, стратегический сценарий которой Германия собиралась реализовать. Суть его в том, что на первом этапе предполагалось разбить своих противников поодиночке, не дав им возможности действительно объединиться в эффективный военно-политический союз.

Второй заметный мифологический тренд в литературе, по мнению Р.А. Сетова, – преувеличение значения "пакта Молотова-Риббентропа" и трактовка отношений СССР и Германии как "союзных" (Н.В. Павлов и др.) Лектор, соглашаясь с многими авторитетными исследователями о том, что ни формально, ни фактически обе державы союзниками по договорам августа-сентября 1939 года не становились, предложил свое определение: это, скорее, было взаимодействие примерно равных по мощи соперников, которые на данном этапе предпочитали договориться по поводу несовпадающих интересов и целей для того, чтобы избежать прямого столкновения между собой.

Наконец, вместо давно бытующего мифа об ожиданиях Франции и Великобритании относительно немедленного нападения Гитлера на СССР после разгрома Польши, Р.А. Сетов предложил краткие объяснения причин нежелания политического руководства и военного командования англо-французской коалиции активно вести борьбу против Германии на Западном театре военных действий. Среди этих причин - и осознание неполной готовности обеих держав к "большой" войне, и неожиданно быстрый разгром Польши, и непомерно завышенные оценки угроз Великобритании и Франции в случае массированной воздушной войны, и неверные расчеты на быстрое экономическое истощение Германии.

Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:

  • Спасибо большое за интересную лекцию и не менее интересные ответы!
  • Приятно видеть и слышать талантливого и умного ученого. Спасибо за радость общения!
  • Спасибо за блестящую аналитику в лекции!
  • Спасибо за обширный историографический обзор!
  • Спасибо за великолепную возможность узнать огромное количество информации за короткий срок!
скрыть текст



нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В лекции доцента кафедры истории России XX-XXI в. исторического факультета МГУ, к.и.н., О.К. Кайковой "Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны" речь шла о Кремле как о государственной резиденции высшего советского руководства в этот период. Рассматривались такие аспекты, как защита и оборона Кремля в военные годы, проблема эвакуации и реэвакуации кремлевских ценностей, маскировка Кремля.

подробнее...

Лектором были приведены данные о количестве бомбардировок кремлевской территории, масштабах человеческих потерь и разрушениях архитектурного ансамбля Кремля в военные годы.

Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:

  • Спасибо за интересный материал!
  • Спасибо за интересную и полезную информацию!
  • Хорошие темы, их можно дать школьникам для проектов.
  • Спасибо огромное! Интересно и познавательно.
скрыть текст



нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Лекция заместителя декана по внеучебной работе, старшего преподавателя кафедры истории России XX-XXI вв. исторического факультета МГУ, к.и.н. А.А. Вершинина "Международная политика СССР в годы Второй мировой войны: Сталин в «Большой тройке»" была посвящена истории формирования антигитлеровской коалиции, рассмотренной с позиции внешнеполитического курса СССР в годы Второй мировой войны.

подробнее...

Выступающий выделил этапы становления антигитлеровской коалиции и политика СССР на каждом из них. Особое внимание было уделено процессу формирования и "Большой тройки".

Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:

  • Огромное спасибо! Отличный анализ и структура изложения. Приятно еще раз утвердиться в своих взглядах на проблему.
  • Спасибо Вам огромное! Очень познавательно и интересно.
  • Благодарю за ценную лекцию!
  • Спасибо за лекцию! Отличное владение материалом.
скрыть текст



Динамизм и интерактивность работе летней школе придавали энтузиазм и увлеченность наших коллег-учителей, которые активно задавали вопросы, делились своими размышлениями, высказывали интересные замечания и комментарии в чате. Почти все участники единодушно отметили тот факт, что дистанционный формат проведения летней школы на историческом факультете зарекомендовал себя как полезный и эффективный: это был тот случай, когда стремление к совершенствованию в любимой профессии и высокие технологии стирают границы и расстояния, собирая нас в виртуальной аудитории.

Отзывы слушателей школы

Главное, чтобы летняя школа для учителей продолжалась. Такое погружение в материал учителям необходимо, учитель обязан развиваться. Мы очень ценим возможность прослушать лекции лучших преподавателей исторического факультета МГУ, не только усвоить поданную информацию, но и насладиться высоким уровнем лекторского искусства. Учителям, важно слышать и видеть такие примеры, чтобы стать лучше, глубже для своих учеников, чтобы можно было их увлечь изучением истории страны.

В летней онлайн-школе преподаватели продемонстрировали высокий уровень профессионализма и педагогического мастерства, вызвали интерес к поставленной проблеме и достигли активного вовлечения слушателей. Представленные в ходе лекций материалы обладают новизной и оригинальностью, представляют большой интерес и востребованность в образовательном процессе.

Благодарим за то, что поднимаете дискуссионные вопросы. Отличные лекторы! Очень доступная подача материала. Замечательно, что есть обратная связь, возможность диалога и дискуссии не только с лекторами, но и с коллегами.

Мне, как молодому специалисту, было безумно интересно послушать одних из передовых историков, узнала много новой информации. Буду продолжать участвовать в мероприятиях исторического факультета МГУ на регулярной основе. Спасибо большое всем спикерам! Молодой педагог и внутренний историк в восторге!

Работа школы была прекрасно организована. Заранее известна программа, принята заявка, всё чётко по плану, хорошее качество связи, интересные лекции. И приятный сюрприз в лице профессора Софийского университета. Огромное спасибо за предоставляемую возможность постоянно поддерживать и расширять свои знания! Хочется, чтобы все ограничения на проведение мероприятий были поскорее сняты и у нас вновь появилась возможность вступить в аудитории Университета.

Благодарю всю команду организаторов, докладчиков, историков, профессоров, коллег и всех кто участвует в подготовке и проведении подобного мероприятия! Всегда рад принимать участие в летней школе в конце отпуска. Успеха Вам и до новых встреч!

Большое спасибо за возможность участия в летней школе. Видна открытость научного сообщества МГУ и его желание донести новейшие разработки до коллег, которые работают в школе ("в полях"). Так должна формироваться единая система исторического образования.

Великолепные преподаватели! Слаженная работа коллектива летней онлайн-школы, которая позволила прикоснуться к академическому историческому материалу не выходя из дома. Спасибо Вам за Ваш труд!

Исторический факультет МГУ планирует и дальше развивать конструктивный диалог с учителями в рамках программы "МГУ-школе", тем более, что обстоятельства подталкивают нас к поиску новых форм сотрудничества.

Мероприятие проведено при финансовой поддержке РФФИ и Национального научного фонда Болгарии в рамках научного проекта № 20-59-18007 "От региональных конфликтов к эпохе глобальных трансформаций: взгляд российских и болгарских историков на международные отношения в конце XIX - начале XXI в."



- Программа летней школы «Мировые войны XX века...».pdf