Сотрудничество с музеями

19.02.2020 Научная конференция "Fabrica mundi: иллюстрирование научных идей в Античности, Средневековье и Новое время"

Научная конференция "Fabrica mundi: иллюстрирование научных идей в Античности, Средневековье и Новое время"

19-20 февраля 2020 года на историческом факультете МГУ состоялась международная научная конференция "Fabrica mundi: иллюстрирование научных идей в Античности, Средневековье и Новое время", организованная кафедрой всеобщей истории искусств по инициативе к.иск., доцента Е.А. Ефимовой.

По единодушному мнению участников, конференция стала ярким научным событием и чрезвычайно увлекательной попыткой понять, по каким законам отражались в книжной миниатюре и гравюре от средневековья до конца XVIII века представления об устройстве мира и технические изобретения.

В рамках тематических заседаний, в которых приняли участие учёные из различных учебных, исследовательских и музейных центров Москвы, Санкт-Петербурга и Парижа, были рассмотрены иллюстрации к научным сочинениям и практическим руководствам по архитектуре, инженерии, геометрии, медицине и ветеринарии, палеонтологии, ботанике, кулинарии, рисунки к путевым запискам путешественников и трактатам об экзотических землях. Участниками конференции стали историки, искусствоведы и историки науки, специалисты по искусству книги, так что междисциплинарный характер конференции позволил взглянуть на предмет и обсудить его действительно всеобъемлюще.

Первый блок конференции был посвящен приёмам визуального структурирования информации в иллюстрациях к богословским, дидактическим и историческим сочинениям западноевропейского средневековья, а также мнемотехникам, которые на эти приемы опирались. Разнообразные диаграммы, схемы и карты, их связь с христианской религиозной иконографией стали объектом внимания Е.А. Личмановой (НИУ ВШЭ), А.С. Егоровой (НИУ ВШЭ), А.М. Изосимова (НИУ ВШЭ) и Е.В. Кревченко (РГГУ).


Второй блок конференции отразил пестроту и мозаичность картины мира раннего Нового времени, когда отображение естественнонаучных и технических представлений колебалось между чисто практическими, ремесленными надобностями, отвлеченным идеализмом и эмблематикой. Е.А. Ефимова (МГУ) проанализировала с этой точки зрения трактат французского архитектора Филибера Делорма, В.А. Логинов (МГУ) – анатомический трактат А. Везалия, И.В. Кувшинская (МГУ) – ботанический сборник Криспина II ван Де Пассе "Hortus Floridus", а Б.М. Соколов (РГГУ) – "Гипнэротомахию Полифила" Ф.Колонны.

Отдельная секция первого дня была посвящена картографии Нового времени. А.В. Лазарева (МГУ), А.В. Штерн (МГУ) и О.Е. Петрунина (МГУ) в своих докладах осветили связь между визуальной культурой XVII-XVIII вв. и геополитическими интересами времен Тридцатилетней войны и освобождения Греции.

Наиболее яркой частью первого дня стала секция, посвященная отображению представлений о далеких – незнакомых или новооткрытых – землях. Е.М. Карлова (ГМВ) проанализировала изображения экзотических животных в роскошно иллюстрированной рукописи "Бабур-наме" XVI века из Государственного музея Востока, Г.В. Шпак (ИВИ РАН) – впечатления английских путешественников XVI–XVII веков о России, Ю.Н. Бузыкина (Музеи Московского Кремля) – европейские тиражные гравюры и рисунки, знакомство с которыми предопределило впечатления В. Григоровича-Барского о Малой Азии и Египте, а С.А. Хандажинская (МГУ) показала, как английские миссионеры XVIII–XIX веков запечатлели растительность Индии.


Второй день конференции был почти целиком посвящен прикладной иллюстрации. Е.Ю. Золотова (ГИИ) представила публике итальянскую рукопись "Хирургии" Альбукакиса XIV века из Научной библиотеки МГУ и рассмотрела традицию иллюстрирования этого широко распространенного средневекового трактата. А.Л. Расторгуев (МГУ) проследил иконографические истоки алхимической иллюстрации рубежа XVI-XVII вв. А.В. Васильева (Государственный Дарвиновский музей) рассказала об истоках палеонтологии в сочинениях XVI–XVIII века и сопровождающих их гравюрах. Чрезвычайно любопытными были доклады Ю.А. Дунаевой (БАН) и Е.В. Зименко (Научная библиотека МГУ). Ю.А. Дунаева сопоставила старинные зоологические образцы из Кунсткамеры с гравюрами первой половины XVIII века, а Е.В. Зименко рассказала об использовании настоящих растений для изготовления печатных иллюстраций в книгах по ботанике, изданных Л.Ф. Гольдбахом и А.Г. Решетниковым (1823).

Несколько докладов было посвящено технической иллюстрации: Н.Ю. Молок (ГИИ) представил чертежи гигиенических механизмов из архитектурного трактата Ж.-Ф. Блонделя; О.В. Русаковский (НИУ ВШЭ) проследил, как менялось иллюстрирование переводных военных трактатов на Руси в последней четверти XVII века; Е.В. Саковская (ГИИ) познакомила слушателей с рукописью "Абрисы" В. де Геннина (1735), содержащей описание уральских и сибирских заводов, в которой отразилось представление о промышленном производстве середины XVIII века.

Наиболее изящной с художественной точки зрения стала секция, посвященная дидактической функции иллюстрации. О.С. Смаголь (МГУ) представила рукопись трактата о коневодстве Маэстро Бонифачо ди Калабрия, сопоставив его с практикой коневодства в Ферраре XV века и выдвинув некоторые гипотезы о возможном авторе рисунков. Е.П. Игошина (ГМИИ имени А.С. Пушкина) подробно разобрала гравюры к трактату Opera dell'arte del cucinare (1570) Бартоломео Скаппи. А.С. Владимирцева (МГУ) сделала обзор возможных источников для гравюр к "Академии меча" Жерара Тибо – самому красивому учебнику фехтования Нового времени.

Наконец, последний блок докладов осветил проблемы отношения иллюстратора к научному тексту и методу иллюстрирования, а также вопрос о влиянии научных и технических представлений на художественную практику своего времени. А.А. Байдова (Практическая школа высших исследований, Париж) проанализировала письменные источники, касающиеся процесса создания научной иллюстрации во Франции эпохи Возрождения. Л.Ю. Лиманская (РГГУ) проследила, как изменение научных представлений о свете и цвете отразилось в живописных произведениях П.П. Рубенса. Доклад Е.О. Графовой (РГГУ) был посвящен взаимосвязи между флоральными орнаментами эпохи модерна и ботаническими каталогами того времени. Завершало конференцию выступление художника Ростана Тавасиева, который поделился своим практическим опытом иллюстрирования научной литературы – сочинений по астрофизике. Одна из вдохновительниц конференции, А.А. Байдова, призналась, что его размышления во многом подтвердили её догадки о природе взаимодействия между не очень сведущим в науке иллюстратором и ученым текстом, или его автором, и эта практика осталась почти неизменной с эпохи Возрождения.


По итогам конференции опубликован сборник статей, в который вошла часть прозвучавших докладов.



- Программа конференции.pdf