Расписание Личный кабинет Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Лекторий Школы юного историка

Новости Курсы Расписание Запись

В лектории Школы юного историка выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

1. "Восточные рабочие в Третьем Рейхе"
            (6-20 ноября 2018)

Лектор - Эвелина Руденко

Юные историки, бесспорно, знают о важнейших датах Великой Отечественной, о ключевых битвах и союзнических конференциях. Однако данный курс будет посвящен забытому эпизоду войны, о котором не пишут в школьных учебниках - теме остарбайтеров (в переводе с немецкого - восточных рабочих), людей, оказавшихся в разгар войны в тылу врага в качестве бесплатной рабочей силы. Слушателям курса предстоит исследовать это непростое явление, работая с самым настоящим архивом: на занятиях мы будем изучать документы и фотографии времен Второй Мировой, расшифровывать письма остарбайтеров из Германии домой, слушать их интервью и многое другое. Таким образом, мы не только узнаем, почему пять миллионов советских граждан оказались в Третьем Рейхе и что с ними произошло после, но и познакомимся с устной историей как с отдельной исторической дисциплиной, а также научимся работать с архивными материалами.

2. "Швеция во Второй мировой войне"
            (27 ноября – 4 декабря 2018)

Лектор - Анна Садомцева

Посетив лекторий, вы узнаете о лавировании Швеции между великими державами в годы Второй мировой войны, шведской помощи Финляндии в "Зимней войне" 1939-1940 гг., работе советских разведчиков в Стокгольме. Также будет рассказано о том, какую роль отводил вермахт Швеции в плане «Барбаросса», и об отношении шведов к германским нацистам. На лекциях мы познакомимся с отрывками из «Военных дневников» Астрид Линдгрен, где описана жизнь шведов и общественно-политические настроения Швеции в годы войны.

3. "Средневековый город. Быт, психология, занятия"
            (11-18 декабря 2018)

Лектор - Сергей Пущин

Мы рассмотрим историю возникновения европейских городов, особенности их развития и жизнь простых горожан. Чтобы глубже понимать характерные черты средневекового общества, мы рассмотрим его психологию, обсудим, чего боялся городской человек, на что надеялся, как мог демонстрировать свое место в обществе. Второй, не менее интересной, частью курса станет знакомство с исторической реконструкцией. Мы узнаем, как она взаимодействует с наукой, поговорим о работе с источниками и об их интерпретации. Приятным дополнением для слушателей курса станет возможность близко познакомиться с современными репликами многих исторических артефактов.

4. "Русское монашество и его первоустроители"
            (15-22 января 2019)

Лектор - Анастасия Харитонцева

«Колоссы аскетики», первоустроители русского монашества, их души пламенели любовью «яже по Бозе», благодаря чему они взрастили целую дружину духовных богатырей - молитвенников за Русь. В русских летописях они просияли выдающимися образцами иноческого подвига. В ходе мини-курса будут рассмотрены вопросы о зарождении русского монашества, о взаимоотношениях двух ветвей власти - светской и духовной, князя и игумена. Слушатели познакомятся с жизнью монахов по Студийскому уставу и внутренней организацией монастыря, узнают о нравственном содержании игуменских посланий и поучений пастве, об антилатинской риторике черного духовенства на Руси в контексте религиозного раскола христианского мира в XI веке.

5. "Основы геральдики"
            (29 января – 5 февраля 2019)

Лектор - Иван Румянцев

Почти каждый человек знает, что такое герб. Люди видят официальные символы других стран на спортивных и развлекательных мероприятиях мирового масштаба: от музыкальных конкурсов до чемпионатов по футболу. Однако многие люди даже не задумываются, что означает слово «геральдика», чем занимается эта наука, что изучает и на каких основах строится. Именно это и предстоит узнать слушателям данного курса. Вместе с лектором они изучат основы геральдической науки, элементы гербов и символику изображения на них. Лектор расскажет о том, как появились и как менялись гербы ведущих дворянских и монарших фамилий, государств, как изменялся герб нашей страны на протяжении нескольких сотен лет и какие исторические события славной истории России были запечатлены в нем.

6. "Загадка истории: Волжская Булгария через призму археологии и зарубежных источников"
            (12-19 февраля 2019)

Лектор - Талгат Хуснутдинов

В ходе лекций по истории и культуре Волжской Булгарии будет рассказано о появлении булгар на средней Волге, принятии Ислама и возникновении государственности. Большое внимание будет уделено внешнеполитическим связям Волжской Булгарии, искусству, а также малоизвестным данным о материальной культуре, большая часть которых известна по археологическим находкам. Не обойдется без ответа и вопрос о месте Волжской Булгарии в процессе этногенеза татарского и чувашского народов, а также влиянии Ислама на культуру булгар.

7. "Дипломаты петровской эпохи: личности, отношения, роль в истории"
            (26 февраля – 5 марта 2019)

Лектор - Донат Кузнецов

Петровская эпоха является рубежной в истории российской дипломатии и внешней политики. Именно тогда Россия вышла на международную арену не как локальный, а как общеевропейский игрок и полноправный участник системы международных отношений. Такие успехи абсолютно обоснованно связываются с именем Петра. Но он был окружен большим количеством соратников, в том числе и дипломатов. Все они были выдающимися личностями, со своим характером и своими взглядами на российскую внешнюю политику. И часто их психологические особенности, складывающиеся между ними взаимоотношения влияли на принимаемые ими решения. Цель курса заключается в том, чтобы выяснить, каким образом эти субъективные личностные факторы влияли на «большую» историю и какую роль они сыграли вообще в деятельности трех выдающихся дипломатов и государственных деятелей Петровской эпохи: П.П. Шафирова, Г.И. Головкина и А.И. Остермана.

8. "Россия Николая I и Александра II глазами иностранцев"
            (19-26 марта 2019)

Лектор - Александра Ломова

В рамках данного мини-курса будут рассмотрены два взгляда иностранцев на Россию эпохи Николая I и Александра II. Астольф Кюстин и А. Дюма-отец прибыли в Россию в разное время и с разными целями, каждый из них проделал уникальный путь в самые недры русской повседневности. Чем отличаются их оценки и в чем они схожи? Какой предстала перед ними Российская империя, оправдала ли она их ожидания? Что интересного и небанального мы можем узнать из их путевых заметок? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на занятиях с опорой на источник. Слушатели также узнают, каковы особенности путевых заметок как исторического источника, что очень важно при их чтении и осмыслении.

9. "«Русское Балтийское Поморье»: Великое княжество Финляндское и Остзейский край в
            составе Российской империи"
            (2-9 апреля 2019)

Лектор - Екатерина Жиляева

Национальные окраины, являясь частью общеимперского механизма, не могли не подвергаться воздействию всех влиявших на государство как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов. Это неизбежно поднимало проблему национальных окраин, их статуса в составе империи. Несмотря на то, что большинство регионов не проявляли сепаратизма и не намеревались изменить свои условия пребывания в империи, существовал отрицательный пример Польши, дважды (в 1830 и 1863 годах) пытавшейся выделиться и образовать самостоятельное государство. В обществе укреплялось мнение, что вслед за Польшей могут последовать Прибалтика, Финляндия. Такие опасения неизбежно породили дискурс о статусе национальных окраин. Проблемам, связанным с вхождением указанных территорий в Российскую империю, их пребыванием в ее составе, специфическим чертам, присущим данному региону в целом и каждой из названных территорий в частности, и будет посвящен данный курс.

10. "Правые партии Российской империи"
            (16-23 апреля 2019)

Лектор - Михаил Трямкин

Данный курс посвящен неоднозначной и спорной теме – истории создания и функционирования правых партий Российской империи. Мы проанализируем путь становления, развития и упадка правых партий, рассмотрим программные документы и законопроекты, вносимые в думу. В рамках данного курса мы постараемся взглянуть на те процессы, которые приходили в России, под другим углом, проследить «повседневную жизнь» российской партии в начале XX века и разобраться, насколько образ правых партий, созданный в предыдущие годы в отечественной историографии, соответствовал действительности. Главная цель курса – проследить, как шел процесс теоретического поиска и практического воплощения концепций развития страны, разработанных правыми партиями.

11. "Военно-политическая ситуация в Российской империи в начале XX века по
            воспоминаниям военных деятелей"
            (30 апреля – 7 мая 2019)

Лектор - Александр Францев

100 лет прошло с тех пор, как в нашем государстве пал монархический строй. Русская революция 1917 года стала рубежом не только в нашей, но и в мировой истории. Одной из движущих сил в революции и последующей гражданской войне была Русская Императорская армия. В данном курсе на примере воспоминаний нескольких известных и не только военных деятелей мы с вами попытаемся понять, что из себя представляла армия в начале XX века, и что по их мнению привело к революции. Как повлияла на армию Русско-Японская война, Первая русская революция, создание Государственной думы и как военные воспринимали то, что происходило в стране. Курс будет полезен тем, кто интересуется военной и отечественной историей начала XX века.

12. "Пропаганда белых и красных в годы Гражданской войны в России"
            (21-28 мая 2019)

Лектор - Роман Фролов

События, происходившие на территории бывшей Российской империи с 1918 по 1923 год, определили ход истории России на целый век. Гражданская война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и ее культуре. В рамках данного курса взгляд в большей степени будет обращен на баталии в «информационном поле», нежели на боевые действия. Будут рассмотрены основные пропагандистские и агитационные работы обоих лагерей, проведен анализ подходов к созданию пропаганды. Исследование подобного рода поможет слушателям лучше понять трагические события начала XX века и их исход.