Электронное расписание Каталог документов Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Курсы Школы юного историка на 2018/2019 учебный год

Новости Расписание Лекторий Запись

В рамках Школы юного историка предлагается более десяти различных общих и тематических курсов. Авторские курсы сотрудников, аспирантов и студентов исторического факультета позволят погрузиться в мир истории, получить более глубокие знания о специальных областях исторической науки и эпизодах общей истории, обычно опускаемых в рамках школьного обучения.

 Список рекомендуемой литературы для слушателей Школы юного историка (216.5 Kb)


Общие лекционные курсы

Всемирная история: события и люди

Общий лекционный курс для юных историков 6-10 классов представляет собой серию лекций, посвященных различным периодам мировой истории: от Древнего Востока до современности. В рамках занятий сюжеты из отечественной истории вписаны в контекст истории всемирной. Помимо традиционных источников (летописей, актов и проч.) и научных исследований, автор активно привлекает произведения художественной литературы и изобразительного искусства. Несколько лекций всегда отводятся методике исторических исследований.

Преподаватель - к.и.н, научный сотрудник исторического факультета МГУ Владимир Павлович Богданов.

История Древнего мира и раннего средневековья

Две эпохи. Что в них общего, а что различно? Может ли быть так, что люди и существа, обитающие в этих мирах, схожи? Одинаково ли ведут себя правители? Как законы регулируют жизнь людей? Как изменяются сражения? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить на наших занятиях. Занятия, посвящённые Древнему миру и Средневековью, будут идти по очереди, соответственно рассматриваемым проблемам. Курс будет интересен как нашим прошлогодним слушателям, так и новичкам.

Преподаватели - студенты IV курса бакалавриата: Анна Мартиросян (кафедра истории средних веков, занимается историей Италии, помимо предметов своей специальности интересуется археологией, историей Античности и Древней Руси, владеет латинским языком и целым рядом современных, включая французский, испанский и итальянский) и Валерий Иванов (кафедра истории древнего мира, специализируется по истории Древней Передней Азии, изучает аккадский, хеттский, шумерский и древнеперсидский языки, интересуется историей Ирана и Древнего Рима).

Тематические курсы

Военная история Европы (1415-1815).

Четыреста лет Европа пробивала себе путь в будущее в череде непрерывных войн, под звон клинков и свист пуль. Мы пройдём вместе с нашими предками славный путь от Азенкура до Ватерлоо и узнаем, что же изменилось в военном деле Европы за это время. Курс является продолжением двух предыдущих - "Введения в европейскую военную историю" и "Европейской военной истории Средних веков и Нового времени" - и рассчитан на всех интересующихся историей.

Преподаватель - выпускник исторического факультета, сотрудник Государственного исторического музея Кирилл Никольский (область научных интересов: военная история, история наполеоновских войн).

География вымышленного: Легендарные места на карте мира

Сегодня на карте мира практически не осталось белых пятен. Но когда-то «туман войны» застилал большую поверхность земного шара (или плоского диска, расположенного на спинах четырёх слонов, стоящих на спине огромной черепахи). И что только не помещало человеческое сознание в те места, в которых он никогда не был: циклопов, псоглавцев, химер, троллей и гномов! Шли века, ширились представления человека о мире; что было дальним, становилось ближним, но количество легендарных земель не уменьшалось: искатели устремлялись на поиски Царства пресвитера Иоанна, Эльдорадо, Атлантиды, Шамбалы, старались увидеть в небе Лапуту и обнаружить под землей Агарту. Даже сегодня потоки людей устремляются в места, овеянные славой современного, уже литературного мифа: в Ренн-ле-Шато и на Бейкер-стрит, 221B.

Преподаватель - сотрудник исторического факультета Денис Валерьевич Родин.

Испаноязычный мир: история и культура

Испания – одна из самых жизнерадостных, гостеприимных, солнечных стран Европы, страна, прочно ассоциирующаяся с фламенко, гитарой и рыцарем печального образа – Дон Кихотом Ламанчским. В курсе будут рассмотрены самые яркие страницы не только испанской истории, но и истории стран Латинской Америки. Особое внимание будет уделено географии и культуре испаноязычных стран. Помимо погружения в историю и культуру Испании и стран Латинской Америки юные историки смогут познакомиться с одним из самых красивых и распространённых языков мира, языком Мигеля де Сервантеса, одним из рабочих языков ООН – испанским, а также с некоторыми особенностями его региональных вариантов.

Преподаватель - студентка 1 курса магистратуры Виктория Инвияева

Историческая география

Задачей курса является продемонстрировать исторические процессы, используя географические карты. Будут рассмотрены периоды как древней истории, так и современности. В течение курса будут использоваться карты современные, древние, а также карты, созданные на основании описаний источников. Также на занятиях ученики вместе с преподавателем будут стараться сами нарисовать карты, опираясь на исторические источники письменного характера.

Преподаватель – студентка 1 курса магистратуры Варвара Зоткина.

История Великой Отечественной войны: известное и неизвестное

Хотя с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет, она до сих пор вызывает живой интерес и жаркие споры как среди профессиональных историков, так и среди простых людей. В данном курсе будут рассмотрены как основные этапы и сражения войны, так и такие эпизоды, как, к примеру, быт гражданского населения в советском тылу и на оккупированных территориях. Слушатели смогут познакомиться с основными источниками по теме, фрагментами кинохроники и иллюстрациями. Курс рассчитан на всех, кому интересна военная история вообще и история Великой Отечественной войны в частности.

Преподаватель - студент 1 курса магистратуры Виктор Коломиец.

История моды и красивых вещей

Курс посвящен истории костюма и украшений от палеолита до ХХ века. Также будет рассмотрено декоративно-прикладное искусство в широком смысле слова и основные направления в европейском дизайне XVIII — начала ХХ века. Курс включает в себя ознакомление с богатым иллюстративным материалом, представленным как картинами европейских живописцев, так и наиболее выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства различных стран и культур.

Преподаватель - аспирантка исторического факультета Марина Рихтер.

Школа юного москвича. Исторические прогулки в прошлое

Задача курса закрыть пробелы в знании и понимании родного города у юных жителей Москвы, заниматься «ликвидацией москвоведческой безграмотности». Вы узнаете, как устроена Москва, почему она была и остается идеальным средневековым городом, узнаете истории знаменитых московских зданий и их зодчих. Мы вместе проследим, как рос и менялся наш город, как боролся он с пожарами и болезнями. Курс будет состоять из двух частей. Граница между ними – пожар Москвы 1812 года. В первом семестре, на первой части курса мы будем осваивать историю средневековой Москвы и Москвы XVIII века; во втором семестре наше внимание будет посвящено истории города в XIX и XX веках. Итогом курса нам хотелось бы видеть ваше новое отношение к нашему городу. Чтобы, гуляя по Александровскому саду, вы понимали, что под вашими ногами течёт заключенная в трубу Неглинка, а, проходя по Бульварному кольцу, осознавали, что идёте по стене Белого города. Важной составляющей курса являются практические занятия – экскурсии по различным районам города.

Преподаватели - историк-московед, экскурсовод Михаил Калинин; научный сотрудник исторического факультета МГУ Ива Ильинична Серженко.

История отечественного автомобилестроения

Вот уже несколько десятилетий прошло с момента распада Советского Союза. Вместе с этим канула в лету славная и одновременно драматичная история советского автопрома, на чьих корнях взращено наше современное российское автомобильное производство. В данном лектории мы рассмотрим историю советского автомобилестроения, различные были и небылицы, интересные факты, биографии выдающихся личностей и многое-многое другое. Мы попробуем рассмотреть, как была связана политика, как внешняя, так и внутренняя, с техникой и как влияла техника на саму политику. Кроме того, именно в советской истории мы попробуем найти ответ на один из, пожалуй, самых насущных вопросов современного автомобилестроения – действительно отечественный продукт хуже зарубежного и почему такое может быть. Обещаю, будет интересно!

Преподаватель - студент III курса бакалавриата Владимир Логинов.

Культура Древнего Египта

Основной задачей курса является ознакомление слушателей с необычной и до сих пор до конца неизученной культурой Древнего Египта. В рамках курса будут рассмотрены основные этапы и особенности развития древнеегипетской цивилизации, начиная с её зарождения в Додинастический период до заката в период эллинизма. Ключевые моменты истории Древнего Египта через призму развития его культуры и искусства. Мы рассмотрим основные особенности восприятия мира у египтян, их религиозные представления, поговорим об особенностях языка и литературы на примере подлинных текстов того времени, изучим архитектуру, изобразительные и декоративно-прикладные искусства на примере как самых известных памятников (пирамиды, Луксор, Карнак), так и не столь популярных, но не менее выдающихся произведений. Для удобства восприятия материала, он будет разбираться в соответствии с общепринятой хронологией, разделённой по царствам и правящим династиям. Курс читается в форме лекций и рассчитан на всех, кому интересна история и культура Древнего Египта.

Преподаватель - студентка 2 курса магистратуры отделения История искусства Анастасия Жукова.

Культура древних майя

Курс из 10 лекций под названием "Культура древних майя" охватывает самые важные аспекты жизни древнего народа майя - одного из самых известных народов Древней Америки. За время своего существования они сумели развить культуру до очень высокого уровня, который касался письменности, календаря, архитектурных построек и изготовления каменных монументов. Кроме того, они обладали большим количеством мифологических сюжетов и широкой ритуально-обрядовой традицией. Города майя до сих пор не исследованы до конца. Количество находок постоянно пополняется, что открывает для исследователей все больше информации о жизни этого удивительного народа.

Во время знакомства с курсом вам предстоит:

  • узнать о территориальных особенностях, особенностях хозяйственной деятельности и торговле;
  • раскрыть секреты календаря и познакомиться с иероглифическими текстами майя;
  • побродить по древним городам;
  • посмотреть как древние майя играли в мяч и воевали;
  • понять мифологические сюжеты и узнать, сколько было богов;
и многое другое.

Преподаватель - выпускница исторического факультета Дарья Осипова

Преступление и наказание в российском законодательстве с древнейших времен до кон. ХХ в.

Представляем вашему вниманию новый курс лекций по истории российского уголовного права "Преступление и наказание в российском законодательстве с древнейших времен до конца ХХ века"! Курс охватывает широкий временной отрезок: от Ярослава Мудрого до конца советского периода. Аудитория программы - учащиеся 6-10 классов, заинтересованные в получении знаний о законодательстве, общественном строе и системе наказаний в России от древности до современности, а также в расширении собственного кругозора. На занятиях мы будем говорить о таких важнейших памятниках законодательства, как "Русская правда", Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г., уголовном законодательстве Петра I, далее речь пойдет о декабристах и сибирской каторге, Октябрьской революции и законах военного времени и многом другом. Будет раскрыт исторический контекст, вызвавший появление тех или иных правовых норм, а также показана связь между развитием законодательства и становлением государства. В ходе занятий ребята смогут не только познакомиться с текстами законодательных памятников и узнать много нового об общественном строе России, но и получить наиболее объективную картину состояния пенитенциарной системы в указанный период, не затронутую идеологическими установками. Это становится особенно актуальным при развенчании мифа о "негуманности" русского средневекового права по сравнению с западноевропейским. Наконец, изучение законодательных памятников будет полезно при подготовке к экзаменам (ОГЭ/ЕГЭ) и олимпиадам.

Преподаватели - студенты 1 курса магистратуры исторического факультета, победители и призеры школьных олимпиад по истории Алексей Сдирков и Андрей Левандовски

Система образования в России с древнейших времен до нач. XX в.: школа и университет

Обучение в школе и поступление в высшее учебное заведение для современного человека явления настолько привычные и естественные, что трудно представить, как еще 150 лет назад государство не знало как именно устроить систему народного образования. От церковно-приходской скамьи времен Владимира Святого, через первые занятия в Славяно-Греко-Латинской академии и, конечно, яркие лекции в Московском университете в обществе все отчетливее формируется понятие об учёности и ее пригодности для Отечества. Может показаться удивительным, но лишь к 60-м гг. XIX века государство создало ту цепь учебных заведений, в которой сегодня каждый из нас неминуемо является составляющем звеном. На каких правах дети могли обучаться в школе? Какие были предметы и способы преподавания? Какими были школьники XVIII-XIX вв.? С каким трудностями приходилось бороться, чтобы стать студентом университета? На эти и многие другие актуальные вопросы мы будем искать ответы на страницах указов Петра Великого и Екатерины II. Словами известного графа С.С. Уварова перенесем государственную идеологию Православие, Самодержавие, Народность на сферу культуры и образования. И самое необычное для класса истории – посмотрим, чему и как учились знаменитые гимназисты и лицеисты XIX века, узнаем, что отличает их от школьников XXI века!

Преподаватель - студентка I курса магистратуры Кристина Попова.

Словакия между двумя мировыми войнами: история и литература

Словакия – небольшое центрально-европейское государство, родина дремучих лесов, массивных гор и волшебных замков. Попадая в Словакию, создаётся впечатление, что ты попал в сказку! Что же это за страна и какие тайны она скрывает? На протяжении своей истории словацкий народ был вовлечён в многочисленные политические процессы в Европе, было время, когда Братислава являлась столицей Венгерского королевства, а словацкие территории превратились в «южные окраины» Европы, поскольку южнее простиралась могущественная Османская империя. В словацком государстве сильна кирилло-мефодиевская традиция, а любовь к России, как к братской славянской стране, тоже весьма традиционна. Свою государственность Словакия обрела только после Первой мировой войны, выбрав общий путь развития в одном государстве с чехами. Именно об этом словацком опыте мы с вами и поговорим на наших занятиях, опираясь на документальную, публицистическую и художественную литературу. Курс читается совместно с Школой Юного филолога филологического факультета МГУ.

Преподаватель - соискатель исторического факультета Надежда Нечаев.

Тысячелетнее соседство: Россия и Польша от начала веков до наших дней

История российского государства всегда тесно переплеталась с историей Польши. Эти крупнейшие славянские страны столетиями были соседями, соперничали за территории и влияние в Восточной Европе и противостояли друг другу в многочисленных войнах. В конце XVIII века Россия участвовала в разделах Польши, а в начале XIX века, по итогам Венского конгресса, большая часть польских земель вошла в состав Российской империи и более столетия оставалась под скипетром Романовых. В 1919 году молодые польское и советское государства вступили в ожесточённую войну за территории со смешанным населением, а затем на протяжении всего межвоенного периода считали друг друга потенциальными врагами. Пройдя сложный путь взаимоотношений с СССР в годы Второй мировой войны, Польша без малого полвека провела в составе подконтрольного ему социалистического блоке. После падения социализма в Польше и распада СССР российско-польские отношения остаются прохладными, время от времени то переживая потепление, то стремительно ухудшаясь. Особое внимание в рамках курса будет уделяться известным полякам в истории России – от знаменитого художника-академиста Генриха Семирадского до автора «Синего платочка» Ежи Петерсбурского, от создателя советских спецслужб Феликса Дзержинского до скандально известной балерины Матильды Кшесинской.

На лекциях Вы, среди прочего, узнаете:

  • как хорошо известные нам события и явления русской истории, связанные с Польшей (Смута и польская интервенция, разделы Польши, польские восстания в XIX веке и т. д.) оцениваются польской исторической наукой;
  • какое место в российско-польских взаимоотношениях занимали пограничные земли – Украина, Белоруссия и Литва – и как российское и польское влияние сказались на конструировании местных идентичностей;
  • как польская история изучается в современной России и какие материалы для её изучения можно найти в российских архивах и рукописных собраниях.
Курс рассчитан на два семестра. Целевая аудитория – старшеклассники, но немало интересного из лекций почерпнут для себя и ребята более юного возраста.

Преподаватель - аспирант исторического факультета Дмитрий Парфирьев.

Цивилизация Западной Европы и Византии в Средние века

В середине первого тысячелетия на руинах Западной Римской империи рождалась новая эпоха – Средневековье. В ходе глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений происходило становление европейской цивилизации. Одновременно возникла и Византия – восточная наследница Римской империи. Ее уникальный опыт обусловлен многими факторами: от географического положения до особой церковной организации. Многие черты византийской культуры, политической и религиозной жизни переняла возвышающаяся Русь. Слушатели курса познакомятся с важнейшими событиями и идеями, закономерностями и случайностями в истории Европы и Византии – и узнают о средневековых корнях современности. Как жил средневековый человек – главный герой и творец этой истории? Как он развлекался, о чем мечтал и чего боялся? Какие вкусы, цвета, звуки и запахи ощущал? На занятиях юные историки узнают о повседневной жизни крестьянина, монаха, рыцаря и феодала. Поговорим мы также о самобытном средневековом художественном творчестве и о роли искусства в общественной жизни той эпохи.

Преподаватели - аспиранты кафедры истории Средних веков: Александра Кульпина (история средневековой культуры); Оксана Савельер (история Западной Европы в Средние века), Екатерина Рыбакова (история Византии и византийская культура).

Тематические кружки

Кружок юного археолога

Особенность кружка юного археолога состоит в сочетании теории и практики. На занятиях мы узнаем, что такое археология и как она развивалась, с помощью каких методов работают археологи, а также познакомимся со всеми археологическими эпохами от каменного века до средневековья. Практическая часть курса позволит полностью ощутить всю «кухню» археолога – мы будем работать с археологическими находками, описывать их, то есть учиться «читать» вещественные источники. В течение учебного года планируются экскурсии в московские музеи, где экспонируются археологические коллекции.

Преподаватель - студентка IV курса бакалавриата (кафедра археологии) Варвара Анатольевна Баскова.

Кружок юного искусствоведа

Одна из первостепенных задач кружка - заложить основу понимания и восприятия различных видов искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика), научить смотреть и видеть произведения искусства, ориентироваться в мировом художественном процессе. Курс рассчитан на год. Одно занятие длится,в среднем, от 1.5 до 2 часов и состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части слушатели получат знания об истории мирового искусства от первобытности до современности, которые станут прочной основой для дальнейшего углубления знаний в этой области. Во время практической работы ребятам вместе с преподавателями предстоит провести ряд экспериментов, в ходе которых они научатся самостоятельно создавать темперные и масляные краски; им предстоит научиться рисовать по древнеегипетскому канону, самостоятельно "построить" колизей, создать готические витражи. Во время занятий слушатели смогут примерить на себя "одежды" реставратора и музейного сотрудника, археолога и искусствоведа. Планируются такие виды творческой деятельности, как рисование, создание коллажей, конструирование моделей, написание эссе, конкурсы и многое другое. Все задания непосредственно связаны с теоретической частью и позволяют облегчить восприятие информации и закрепить полученные знания. Школа юных искусствоведов на базе МГУ - это не подготовка будущих учёных узкоспециализированной направленности. Хотя, вне всяких сомнений, основа, полученная здесь,в дальнейшем существенно облегчит ребёнку путь к профессии искусствоведа. Созданный курс - это закладка фундамента знаний, которые необходимы современному человеку вне зависимости от того, какую профессию он избрал, это те знания, которые делают его человеком-творцом, умеющим мыслить, развиваться и идти вперёд.

Куратор кружка - ведущий методист отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ имени А.С.Пушкина Галина Аббасова.