Электронное расписание Каталог документов Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Курсы Школы юного историка на 2017/2018 учебном год

Новости Расписание Порядок записи

В рамках Школы юного историка предлагается более десяти различных общих и тематических курсов. Авторские курсы сотрудников, аспирантов и студентов исторического факультета позволят погрузиться в мир истории, получить более глубокие знания о специальных областях исторической науки и эпизодах общей истории, обычно опускаемых в рамках школьного обучения.

 Список рекомендуемой литературы для слушателей Школы юного историка (216.5 Kb)


В 2018-2019 учебном году учебные курсы ШЮИ изменятся. Следите за новостями!

Общие лекционные курсы

Всемирная история: события и люди

Общий лекционный курс для юных историков 6-10 классов представляет собой серию лекций, посвященных различным периодам мировой истории: от Древнего Востока до современности. В рамках занятий сюжеты из отечественной истории вписаны в контекст истории всемирной. Помимо традиционных источников (летописей, актов и проч.) и научных исследований, автор активно привлекает произведения художественной литературы и изобразительного искусства. Несколько лекций всегда отводятся методике исторических исследований.

Преподаватель - к.и.н, научный сотрудник исторического факультета МГУ Владимир Павлович Богданов.

История Древнего мира

Общий лекционный курс для юных историков 5-6 классов состоит из трёх частей, посвящённых последовательным этапам истории Древнего мира: Древнему Востоку, Древней Греции и Древнему Риму. Слушатели узнают о становлении и первых шагах человеческой цивилизации, о письменных и архитектурных памятниках древности, о работе, досуге, еде, интересах и развлечениях людей в пространстве от Атлантического океана до Средней Азии, о завоевателях и созидателях, о войнах и основаниях городов, о царях и их подданных, о солдатах и ремесленниках, о странниках и торговцах, о языках народов, о верованиях древних людей, их богах и героях. Мы расскажем о первых очагах цивилизации – Древнем Египте и Шумере; о передвижениях новых народов и образовании новых государств, у каждого из которых были свои особенности; о могучих империях Ближнего Востока; о бесстрашных греках, основавших города во всём Средиземноморье, и, конечно, о Риме, создавшем основу нашей современной жизни. Также мы поведаем об открытиях древних цивилизаций и о расшифровке забытых письменностей.
Приходите к нам и погрузитесь в неповторимую атмосферу Древнего мира!

Преподаватели - студенты III курса бакалавриата: Анна Мартиросян (кафедра истории средних веков, помимо предметов своей специальности интересуется археологией, историей Античности и Древнего Египта, ладеет латинским языком) и Валерий Иванов (кафедра истории древнего мира, специализируется по истории Древней Передней Азии, изучает аккадский, хеттский и шумерский языки, нтересуется историей эллинизма и Древнего Рима).

Тематические курсы

Культура Древнего Египта

Основной задачей курса является ознакомление с ключевыми моментами истории Древнего Египта через призму развития его культуры и искусства, включающей в себя религиозные представления, литературу, архитектуру, изобразительные и декоративно-прикладные искусства. В рамках курса будут рассмотрены основные этапы и особенности развития древнеегипетской цивилизации, начиная с её зарождения в Додинастический период до заката в период эллинизма. Для удобства восприятия материала, он будет разбираться в соответствии с общепринятой хронологией, разделённой по царствам и правящим династиям. Курс читается в форме лекций и рассчитан на всех, кому интересна история и культура Древнего Египта.

Преподаватель - студентка 1 курса магистерской программы "Истории искусства" Анастасия Жукова.

История Средних веков

Курс состоит из двух частей. Первая часть курса посвящена истории культуры средневековой Европы. В ходе занятий будут рассмотрены основные этапы средневекового искусства, история книги, развитие образования, особенности организации быта средневекового человека. Каждая тема сопровождается дополнительными визуальными и звуковыми материалами. Вторая часть представляет собой освещение наиболее значимых периодов истории Восточного Средиземноморья, народов Балканского полуострова и Анатолии. Детально будут разобраны вопросы христианизации и политического строя Византийской империи, феномена крестовых походов, завоевания османами Малой Азии и Константинополя, создания Османской империи. Хронологические рамки: IV - XVII вв.

Преподаватели - аспиранты кафедры истории средних веков: Александра Викторовна Кульпина (область научных интересов: медиевистика, история символов и знаковых систем, философия музыки); Александр Юрьевич Чернов (область научных интересов: история Византии и ранней Османской империи).

Европейская военная история средних веков и нового времени

Курс является логическим продолжением курса "Введения в европейскую военную историю" прочитанного в ШЮИ 2016-2017 учебном году. В 2017-2018 году слушатели узнают о новых этапах в развитии военной мысли, тактических и стратегических разработках, вооружений. В течение этого года юные историки вместе с Европой пройдут тернистым путём от битвы на Каталаунских полях до Седана, от меровингских мечей до пулемётов. Курс рассчитан на слушателей любого возраста, интересующихся военной историей.

Преподаватель - студент 2 курса магистратуры Кирилл Александрович Никольский (область научных интересов: военная история, история наполеоновских войн).

Европейская идея от Античности до наших дней

Одним из трендов развития системы международных отношений в наши дни являются наблюдаемые повсеместно процессы интеграции. За последние десятилетия созданы такие региональные объединения, как НАФТА, УНАСУР, АТЭС, ЕАЭС и другие. Однако первой на путь экономического и политического объединения еще в середине XX века встала Европа, и итогом интеграционных процессов на этом континенте стало создание ЕС – одного из главных центров силы на современной международной арене. Целью данного курса является рассмотрение эволюции т.н. «европейской идеи»: от выделения Европы как географического объекта в умах древних греков и римлян через первые мысли о необходимости объединения всех европейских стран ради достижения всеобщего мира и совместной борьбы с внешней угрозой к конкретным шагам на пути к европейскому единству. Занятия проходят в лекционно-семинарской форме и включают в себя работу с источниками – историческими проектами объединения Европы, возникавшими в различные эпохи. На занятия приглашаются все, кто интересуется историей международных отношений, независимо от их возраста.

Преподаватель – аспирант и сотрудник исторического факультета МГУ Денис Валерьевич Родин.

История народных восстаний

Курс будет посвящен народным восстаниям и социальным конфликтам на протяжении разных эпох. В рамках курса мы пройдем путь от выступления Спартака до Тамбовского восстания. Основной упор будет сделан на события касающиеся истории России. На семинаре будут рассмотрены не только основные движущие силы и причины выступлений, но ментальность народных масс.

Преподаватель - студент 2 курса магистратуры Иван Александрович Зайцев (область научных интересов: Первая мировая война, история пропаганды и социальных конфликтов).

Русское поле экспериментов - советская культура в 20-80-е гг. XX в.

В этом курсе мы поговорим о том, почему советскому рабочему 20-х важно было ходить в кабак, зачем молодёжи 60-х хотелось быть похожим на Эрнеста Хемингуэя, для чего в 80-е молодым нужны были социальные связи с любыми представителями запретной "заграницы" и многом другом. Вы узнаете, почему исследователи считают советскую культуру то происходящей от прекрасных иллюзий "рабочего-пролетарского" сознания большевистских вождей, то вторичной по отношению к западной поп-культуре, то вместилищем противоречивых и взаимоисключающих процессов "вестернизации" и "создания нового человека".

Преподаватель - научный сотрудник исторического факультета МГУ Кирилл Берегела.

Школа юного москвича. Исторические прогулки в прошлое

Задача курса закрыть пробелы в знании и понимании родного города у юных жителей Москвы, заниматься «ликвидацией москвоведческой безграмотности». Вы узнаете, как устроена Москва, почему она была и остается идеальным средневековым городом, узнаете истории знаменитых московских зданий и их зодчих. Мы вместе проследим, как рос и менялся наш город, как боролся он с пожарами и болезнями. Курс будет состоять из двух частей. Граница между ними – пожар Москвы 1812 года. В первом семестре, на первой части курса мы будем осваивать историю средневековой Москвы и Москвы XVIII века; во втором семестре наше внимание будет посвящено истории города в XIX и XX веках. Итогом курса нам хотелось бы видеть ваше новое отношение к нашему городу. Чтобы, гуляя по Александровскому саду, вы понимали, что под вашими ногами течёт заключенная в трубу Неглинка, а, проходя по Бульварному кольцу, осознавали, что идёте по стене Белого города. Важной составляющей курса являются практические занятия – экскурсии по различным районам города.

Преподаватели - историк-московед, экскурсовод Михаил Калинин; научный сотрудник исторического факультета МГУ Ива Ильинична Серженко.

США и Латинская Америка: взаимодействие или противостояние?

Со времен доктрины американского президента Джеймса Монро 1823 г., провозгласившей Новый свет закрытой для европейской колонизации зоной, Латинскую Америку относят к сфере непосредственных стратегических интересов Соединенных Штатов Америки. С этого момента и по настоящее время взаимоотношения с латиноамериканскими странами являются одним из приоритетных направлений внешней политики США. В курсе будут рассмотрены основные идейные и доктринальные установки, руководствуясь которыми, американские политики выстраивали отношения со странами Латинской Америки: доктрина Монро, политика «большой дубинки», политика «доброго соседа», «Союз ради прогресса» и пр. Особое внимание будет уделено континентальной экспансии США, панамериканизму как движению за единство стран Западного полушария, связанных географической близостью и экономическими интересами, а также функционирующей с 1948 г. Организации американских государств. Курс затрагивает и конкретные примеры политического взаимодействия США и Латинской Америки такие, как разрыв и восстановление дипломатических отношений с Кубой, американо-панамский договор о статусе Панамского канала 1977 г. и пр.

Преподаватель - студентка IV курса бакалавриата (кафедра новой и новейшей истории) Виктория Инвияева.

История медицины

История медицины — пограничная область знания, находящаяся между двух наук. Медики изучают ее как вспомогательную дисциплину на первых курсах, чтобы представлять, какой путь прошла медицина и каких высот достигла. Историков же медицина интересует как часть истории повседневности, быта и частной жизни. От каких болезней страдали люди в прошлом — от тех же, что и сейчас, или от других? В чем видели причину болезни, как и чем пытались ее лечить и насколько эффективно? Как влияли на здоровье условия жизни? Какой след оставляли эпидемии в экономике и в памяти и какая напасть унесла больше жизней — чума или мода на корсеты? В центре внимания — не конкретные имена и даты, а социальная и культурная обстановка той или иной эпохи и многообразие факторов, влиявших на здоровье и продолжительность жизни людей в прошлом.

Преподаватель - аспирантка исторического факультета МГУ Марина Рихтер

Политическое сознание русского Средневековья

Все мы имеем в той или иной степени представление о "тёмном" времени русского Средневековья с его былинными героями, кровопролитными сражениями и переломными событиями. Но когда-то это был не просто интересный любознательному читателю исторический очерк или, скажем, увлекательная монография, а политическая и общественная реальность – действительность, которую приходилось переживать миллионам людей. Как же они воспринимали происходящее, что думали о своём князе, как оценивали поступки непокорных бояр, о чем мечтали и в какой политический идеал верили? На эти и другие вопросы ментальной истории нам предстоит ответить в течение курса, шагая по уникальным памятникам мыслителей и мастеров слова русского Средневековья. На занятиях слушателей ждёт разбор политических концепций древнерусских авторов, подробный анализ исторических источников, знакомство с умнейшими деятелями Средневековья и окружающей их действительностью, а также увлекательные олимпиадные задания и исторические игры по пройденным темам.

Преподаватель - студентка III курса бакалавриата исторического факультета Марина Дмитриевна Микитчук (призёр Всероссийской олимпиады по истории 2015 года, Ломоносовских олимпиад и олимпиады "Покори Воробьёвы Горы")

Лекторий Школы юного историка


Лекторий ШЮИ это площадка для мини курсов и отдельных тематических занятий, созданных студентами и аспирантами исторического факультета. Главная задача лектория – познакомить слушателей с последними открытиями исторической науки в режиме «живого времени». Гости лектория будут рассказывать о тех исследованиях над которыми они трудятся именно сейчас. Лекторий ШЮИ - прекрасная возможность проникнуть в «кухню» историка и узнать, что такое историческое исследование.

Поучение Владимира Мономаха (14 ноября 2017)

Занятие рассчитано на учащихся 6-10 классов, которые хотят больше узнать об этом уникальном историческом документе, и эпохе, к которой он относится. В течение урока мы поговорим об истории создания Поучения, особенностях его жанра и содержания. Также будут подняты вопросы того, какие возможности для характеристики общества того времени дает данный документ, что он говорит о самом князе, его внутренней и внешней политике.

На примере работы с Поучением ребята смогут попробовать свои силы в анализе исторического источника в оригинале и в переводе, а также попробуют сопоставить информацию источника с уже имеющимися знаниями по теме. В течение занятия будут отработаны навыки, применимые для выполнения олимпиадных заданий по работе с историческими документами, а повторение материала по началу XII в. будет полезно при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ.

Преподаватель: студентка II курса бакалавриата Вероника Нарыкова.

Эволюция системы образования в России (21 и 28 ноября 2017)

Обучение в школе и поступление в высшее учебное заведение для современного человека явления настолько привычные и естественные, что трудно представить, как еще 150 лет назад государство не знало, как именно устроить систему народного образования. От церковно-приходской скамьи времен Владимира Святого, через первые занятия в Славяно-Греко-Латинской академии и, конечно, яркие лекции в Московском университете в обществе все отчетливее формируется понятие об учёности и ее пригодности для Отечества. Может показаться удивительным, но лишь к 60-м гг. XIX века государство создало ту цепь учебных заведений, в которой сегодня каждый из нас неминуемо является составляющем звеном. На каких правах дети могли обучаться в школе? Какие были предметы и способы преподавания? Мог ли крестьянский сын поступить в университет? Какими были школьники XVIII-XIX вв.? На эти и многие другие актуальные вопросы мы будем искать ответы на страницах указов Петра Великого и Екатерины II. Словами известного графа С.С.Уварова перенесем государственную идеологию Православие, Самодержавие, Народность на сферу культуры и образования.

И самое необычное для класса истории – посмотрим, чему и как учились знаменитые гимназисты и лицеисты XIX века, узнаем, что отличает их от современных школьников.

Преподаватель: студентка IV курса бакалавриата Кристина Попова.

Поставки по ленд-лизу в СССР (5 и 12 декабря 2017)

Аудитория курса – ученики 6-10 классов, заинтересованные в получении знаний об истории ленд-лиза в СССР в годы Великой Отечественной войны. На лекциях будет рассказано о том, что такое лед-лиз, как СССР стал участником данной программы, маршрутов поставок в СССР. Ученики смогут узнать, чем была вызвана необходимость создания программы ленд-лиза, как принимался "Закон о ленд-лизе", какие документы регулировали поставки в СССР, по каким маршрутам они осуществлялись, что поставлялось, каково было историческое значение данных поставок, а также ряд интересных фактов из истории ленд-лиза.

Преподаватель: студент IV курса бакалавриата Виктор Коломиец.

Ментальность человека различных эпох на материале источников личного происхождения
      (19 и 26 декабря 2017)

Курс рассчитан на учеников 6-10 классов, желающих научиться работать непосредственно с текстом исторического источника и извлекать из него максимум сведений. Более того, наши занятия позволят узнать больше о повседневности эпох позднего русского Средневековья и Раннего Нового времени расширят общий кругозор.

На занятиях будет работа с источниками личного происхождения. Будет уделено внимание теории и отдельно пойдет речь об особенностях источников данного типа. Затем мы последовательно обратимся к эпохам позднего Средневековья и Нового времени. Занятия будут построены в форме семинара, будут исследованы отрывки, раскрывающие особенности сознания людей рассматриваемых периодов. Человек прошлого мыслил совсем иначе, чем человек нашего времени. При работе исследователь всегда это должен учитывать.

Например, учащиеся познакомятся с эпистолярным наследием царя Алексея Михайловича и постараются вместе с преподавателями на этом материале воссоздать его личностный портрет с различных точек зрения.

Преподаватели: студентка III курса бакалавриата Анастасия Анохина и студентка II курса бакалавриата Надежда Баннова.

  

Кружок юного археолога

Особенность кружка юного археолога состоит в сочетании теории и практики. На занятиях мы узнаем, что такое археология и как она развивалась, с помощью каких методов работают археологи, а также познакомимся со всеми археологическими эпохами от каменного века до средневековья. Практическая часть курса позволит полностью ощутить всю «кухню» археолога – мы будем работать с археологическими находками, описывать их, то есть учиться «читать» вещественные источники. В течение учебного года планируются экскурсии в московские музеи, где экспонируются археологические коллекции.

Преподаватель - студентка IV курса бакалавриата (кафедра археологии) Варвара Анатольевна Баскова.

Кружок юного искусствоведа

Одна из первостепенных задач кружка - заложить основу понимания и восприятия различных видов искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика), научить смотреть и видеть произведения искусства, ориентироваться в мировом художественном процессе. Курс рассчитан на год. Одно занятие длится,в среднем, от 1.5 до 2 часов и состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части слушатели получат знания об истории мирового искусства от первобытности до современности, которые станут прочной основой для дальнейшего углубления знаний в этой области. Во время практической работы ребятам вместе с преподавателями предстоит провести ряд экспериментов, в ходе которых они научатся самостоятельно создавать темперные и масляные краски; им предстоит научиться рисовать по древнеегипетскому канону, самостоятельно "построить" колизей, создать готические витражи. Во время занятий слушатели смогут примерить на себя "одежды" реставратора и музейного сотрудника, археолога и искусствоведа. Планируются такие виды творческой деятельности, как рисование, создание коллажей, конструирование моделей, написание эссе, конкурсы и многое другое. Все задания непосредственно связаны с теоретической частью и позволяют облегчить восприятие информации и закрепить полученные знания. Школа юных искусствоведов на базе МГУ - это не подготовка будущих учёных узкоспециализированной направленности. Хотя, вне всяких сомнений, основа, полученная здесь,в дальнейшем существенно облегчит ребёнку путь к профессии искусствоведа. Созданный курс - это закладка фундамента знаний, которые необходимы современному человеку вне зависимости от того, какую профессию он избрал, это те знания, которые делают его человеком-творцом, умеющим мыслить, развиваться и идти вперёд.

Куратор кружка - ведущий методист отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ имени А.С.Пушкина Галина Аббасова.

Школа Олимпийского резерва

Это - новая программа ШЮИ, которая впервые была опробована в 2016-2017 г. Аудитория программы – учащиеся 6-9 классов, заинтересованные в получении специальных знаний и формировании навыков, необходимых для успешного участия в олимпиадах (Всероссийская олимпиада школьников по истории, олимпиады "Ломоносов", "Покори Воробьевы горы"). Не секрет, что в последние годы олимпиады существенно "помолодели": в числе победителей и призеров заключительных этапов даже Всероссийской олимпиады все больше учащихся 8-9 классов. Между тем специальных программ подготовки этих ребят крайне мало, а возрастные особенности делают малоэффективным их обучение в группах старшеклассников, например, на подготовительных курсах. Эти соображения привели организаторов ШЮИ к мысли создать специальный курс, сочетающий в себе различные формы подачи материала (мини-лекции по ключевым проблемам школьного курса истории, семинары, исторические игры, дискуссии, элементы исторических реконструкций) со вполне серьезным подходом к формированию навыков, необходимых для успешного участия в олимпиадах. На занятиях мы будем учиться писать историческое эссе, исторический проект, выполнять задания по картам, иллюстрациям, статистике, готовить устное выступление.

Автор и координатор курса – к.и.н., доцент Анна Аркадьевна Талызина. Совместно с ней в проведении занятий участвуют студенты и аспиранты исторического факультета МГУ, в прошлом победители и призеры школьных олимпиад по истории: Григорий Лихачев – победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2016 г.; Николай Белов, Анна Мартиросян, Марина Микитчук, Николай Райский – победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2015 г.; Алексей Ручкин – победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2014 г.; Антон Пчелинцев, Денис Родин - призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2011 г.