Электронное расписание Каталог документов Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Преподаватели подготовительных курсов

Предметы Расписание Порядок записи

На наших курсах с абитуриентами работают лучшие преподаватели исторического факультета, имеющие за плечами огромный опыт преподавания и являющиеся специалистами в самых различных областях исторической науки.

Помимо сотрудников исторического факультета мы приглашаем для работы на подготовительных курсах преподавателей других факультетов МГУ, экспертов в области ЕГЭ и школьных учителей, которые помогут слушателям разобраться в структуре единого государственного экзамена и дадут ценные советы и рекомендации, чтобы учащиеся получили максимальный балл.

Преподаватели по истории России

Николай Сергеевич Борисов

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ.Член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Лауреат Премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), Всероссийской литературной премии «Александр Невский». Многим хорошо знакомы вступления Н.С.Борисова на телевидении: лекции в передаче «Академия» на телеканале «Культура», программа «История России. Лекции» на телеканале «Бибигон», исторические беседы в передаче «Час истины» на первом российском историческом телеканале «365 дней». Н.С.Борисов - автор многих научных и научно-популярных книг, путеводителей и учебников. На подготовительных курсах ведет «Практикум по истории России».

Федор Александрович Гайда

Доктор исторических наук, доцент. Профессиональное образование получил в МГУ на кафедре истории России XIX века – начала XX века. Специализировался под руководством доктора исторических наук профессора Л.Г.Захаровой. Лауреат первой премии фонда памяти митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История России» за 2005 год. На подготовительных курсах работает с 2010 г.

Алексей Викторович Гусев

Кандидат исторических наук, доцент. Профессиональное образование получил в МГУ на кафедре истории общественных движений и политических партий исторического факультета. В 1990-2000-х гг. в течение ряда лет работал в приемной комиссии (в т.ч. ответственным секретарем) и в предметной комиссии истфака на вступительных испытаниях, входил в жюри олимпиады школьников «Ломоносов» (в том числе в качестве старшего экзаменатора в регионах), в 2013 г. возглавлял жюри олимпиады «Покори Воробьевы горы» по истории.

"Подготовительные курсы истфака - для тех, кто не хочет ограничиваться учебником для абитуриентов. Здесь можно не только получить дополнительную информацию, но и структурировать свои знания, научиться отделять главное от второстепенного в историческом процессе, лучше понять причинно-следственные связи между событиями прошлого. И, кроме того, это возможность почувствовать вкус обучения на истфаке еще до поступления в МГУ".

Лариса Владиславовна Жигальцова

Кандидат исторических наук, доцент. Профессиональное образование получила в МГУ на кафедре Истории России XIX - начала ХХ вв. В последние годы многократно входила в состав предметной комиссии истфака на вступительных испытаниях в качестве экзаменатора, в состав в жюри и методической комиссии олимпиады школьников «Ломоносов». С 2009 года работает на подготовительных курсах исторического факультета.

"Курсы предполагают разнообразные формы подготовки: лекции, семинары, практикум. В результате усердного обучения можно упорядочить информацию по курсу истории, выработать навыки письменных и устных ответов. Все это возможно при одном условии - большой самостоятельной работы абитуриента".

Елена Игоревна Ларина

Кандидат исторических наук, доцент.

"Выпускники 2014 г. подарили мне переиздание "Божественной комедии" 1899-1902 гг. с великолепными иллюстрациями Александра и Елены Гажур. Бесценной эту книгу сделали автографы ребят: "Спасибо за вашу поддержку и высокий профессионализм", "...за ваш оптимизм и веру в каждого из нас", "...за терпение к нам, за желание вложить в нас лучшее", "...за поднятие морального духа и помощь в поисках смысла жизни", "...за дружескую атмосферу на семинаре", "...за новые знания, за увлечение своим делом...". И если хотя бы десятая часть этих признаний - правда, значит, вновь на исторический факультет придут увлечённые, мотивированные студенты. Мне глубоко интересен каждый слушатель курсов, кто вошёл в аудиторию, а высшей наградой становятся встречи со слушателями уже на первом курсе. Поэтому главным в семинарских занятиях для меня является диалог, беседа о путях истории, осознание, что историю делаем мы, вместе."

Анна Аркадьевна Талызина

Кандидат исторических наук, доцент. Член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, председатель методической комиссии олимпиады «Ломоносов». Руководитель отделов довузовской подготовки и воспитательной работы со студентами исторического факультета МГУ.

"После окончания с золотой медалью средней школы всю свою жизнь связала с историческим факультетом. Здесь я училась в студенческие и аспирантские годы, здесь защитила кандидатскую диссертацию, начала преподавательскую деятельность. На курсах работаю с 1999 г. Параллельно с 2002 по 2007 г. работала учителем истории в Лицее «Вторая Школа» г. Москвы. С 2003 г. ежегодно участвую в подготовке и проведении различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории. С 2009 г. являюсь Ответственным секретарем метод. комиссии и Жюри заключительного этапа Всероса. В том же году возглавила работу по реорганизации олимпиады школьников по истории «Ломоносов». Результатами этой работы, думаю, можно быть удовлетворенной: из олимпиады для пары сотен московских школьников «Ломоносов» превратился во Всероссийскую олимпиаду I уровня, в которой ежегодно участвуют свыше 5 тысяч школьников со всей страны, которая имеет около десяти региональных площадок, и которая, наконец, дает существенные льготы при поступлении в десятки вузов в Москве и регионах России. В 2009 г. в качестве руководителя отдела довузовской подготовки истфака МГУ возглавила Подготовительные курсы. Таким образом каждый преподаватель курсов сегодня – человек, приглашенный лично мной, человек в профессиональных и человеческих качествах которого я не сомневаюсь! Именно поэтому я всегда открыта к диалогу и стремлюсь сделать нашу работу как можно лучше. Именно поэтому по всем сложным вопросам, связанным с курсами и ШЮИ Вы можете написать непосредственно мне на anntal@mail.ru или ВКонтакте".

Аркадий Евгеньевич Тарасов

Кандидат исторических наук, старший преподаватель. Руководитель педагогической практики студентов кафедры истории России до начала XIX века. Победитель конкурса молодых преподавателей государственных вузов РФ и грантового конкурса «Преподаватель онлайн» Благотворительного фонда В. Потанина (2012).

"Ростки интереса к истории у меня появились еще в самую раннюю пору жизни. В школьные годы я всерьез увлекся Русским Средневековьем, и к девятому классу выбор дальнейшего пути был сделан - во сне и наяву я грезил историческим факультетом Московского университета. Август 1998 года ознаменовался не только "чёрным понедельником" финансового краха в стране, но и "подарил" мне заветный билет студента МГУ. Некоторые колебания на первом курсе сменились твёрдой уверенностью курса второго: иду специализироваться по кафедре истории России до начала XIX века. Три насыщенных, безумно радостных года специализации под руководством доктора исторических наук профессора Н.С. Борисова завершились в 2003 г. отличной защитой диплома и поступлением в аспирантуру. Сотрудником факультета я стал в 2008 г. после успешной защиты кандидатской диссертации. На подготовительных курсах работаю с 2011 г. Всегда рад помочь будущим абитуриентам не только своими знаниями в области исторической науки, но и опытом, накопленным в результате работы ответственным секретарем Приемной комиссии исторического факультета МГУ".

Дмитрий Алексеевич Хитров

Кандидат исторических наук, доцент.Член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, член методической комиссии и жюри олимпиад «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов».

"За последние годы система вступительных испытаний сильно изменилась. Среди самых отрадных перемен - тот факт, что все большую роль играет творческая составляющая. Наиболее полно она выражена в олимпиадах, но присутствует и в дополнительных вступительных испытаниях в МГУ, и, отчасти, в ЕГЭ. Все большее место в системе этих испытаний занимают такие задания, готового решения которых у участника нет и не может быть, и составители ждут, чтобы он пришел к ответу посредством более или менее длинной цепочки рассуждений. Это очень близко к настоящему научному творчеству, к тому, как работает профессиональный историк-исследователь: обнаружив новый документ или новые факты, он дает им интерпретацию, истолковывает их в свете уже известных данных, отвечает на возникающие вопросы. Конечно, здесь «эксперимент проводится в лабораторных условиях»: исходные данные уже подобраны, задача поставлена, наконец, точно известно, что ее возможно решить. И все-таки в основе – самостоятельная интерпретация данных, а не повторение некогда выученного. Думаю, что факультетские курсы позволяют приобрести те знания и умения, которые позволяют успешно пройти через современные вступительные испытания".

Александр Павлович Шевырев

Кандидат исторических наук, доцент. Член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории». Учитель истории Гимназии №1567 г. Москвы. Член редколлегии журнала «Преподавание истории в школе».

Дмитрий Анатольевич Черненко

Член центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Закончил исторический факультет МГУ в 1999 г., специализировался по кафедре истории России до начала XIX века., в 2003 г защитил кандидатскую диссертацию под научным руководством академика Л.В. Милова. Руководитель гранта Презедента РФ молодым кандидатам наук (2006-2007 гг.), а также серии грантов РГНФ и РФФИ по различным проблемам социально-экономической истории XVII-XVIII вв.

Екатерина Сергеевна Жданова

Призер всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры (2011 г.). В 2015 году окончила бакалавриат кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ в 2015 году (диплом с отличием), затем магистратуру кафедры истории Церкви (диплом с отличием). Аспирантка исторического факультета МГУ. Сопровождающая команды Москвы на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по истории. Участник научных конференций; составитель учебного пособия «Общая история Церкви» (под ред. В.В.Симонова). Ежегодно назначалась на повышенную академическую стипендию. Стипендиат Благотворительного фонда Владимира Потанина (2016 г.)

Денис Валерьевич Родин

Призер Всероссийской олимпиады школьников по истории (2010, 2011) и по географии (2010), выпускник бакалавриата исторического факультета (2015 г., диплом с отличием) и магистратуры (2017, диплом с отличием), выпускник программы дополнительной квалификации "переводчик в сфере профессиональной коммуникации" (немецкий язык), аспирант исторического факультета с 2017 г., преподаватель в Школе юного историка с 2013 г. (курсы "История Средних веков", "Системная история международных отношений", "История империй: великие державы в Новое и Новейшее время", "Россия в системах международных отношений в XVII – начале XXI вв."), сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем преподавания истории исторического факультета МГУ с 2014 г., преподаватель подготовительных курсов исторического факультета МГУ с 2016 г., член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2016-2017 гг., преподаватель в Центре образования "Коалиция" с 2017 г.

Антон Игоревич Пчелинцев

Младший научный сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования исторического факультета МГУ. Старший тренер сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по истории. Преподаватель и старший экзаменатор Университетской гимназии МГУ. В 2012 – 2015 гг. – консультант и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Член Московской городской предметно-методической комиссии по истории (с 2014 года). Ответственный секретарь методической комиссии Московской олимпиады школьников по истории (с 2015 года).

"В отличие от многих моих друзей и коллег, которые работают на Подготовительных курсах факультета и в ШЮИ, сам я никогда не посещал подобные занятия, будучи школьником. Мое знакомство с Историческим факультетом МГУ произошло в 2010 году на Всероссийской олимпиаде по истории в г. Смоленске. Именно тогда А.А. Талызина вывела меня, практически убежденного в выборе профессии юриста-следователя, на путь исторического образования. После поступления на Исторический факультет в 2011 году я быстро включился в работу Подготовительных курсов, участвую в проведении занятий в рамках практикума. С 2015 года веду уже семинарские занятия.

На мой взгляд, решение многих абитуриентов готовиться к сдаче ЕГЭ и участию в олимпиадах именно у нас – правильное! Во-первых, это обусловлено тем, что с вами будут заниматься настоящие ПРОФЕССИОНАЛЫ, прекрасно владеющие своим предметом далеко за пределами базовых знаний. Во-вторых, нельзя не отметить ИНДИВИДУАЛЬНОЕ отношение к каждому во время семинарских и практических занятий. Ваши работы будут не только регулярно проверяться, но и сопровождаться подробными комментариями. В-третьих, Подготовительные курсы – идеальное место для тех, кто бредит олимпиадами! Именно мы сможем передать огромный опыт, накопленный как проверяющими, так и участниками олимпиадного движения."

Григорий Андреевич Назаров

Учитель истории гимназии № 9 г.о. Химки, выпускник и соискатель кафедры истории России XIX - начала XX веков исторического факультета МГУ (научный руководитель - доцент Ф.А.Гайда). В 2011 году окончил МБОУ Гимназия 9 г.о. Химки. Трехкратный победитель муниципальных олимпиад по истории и географии. Руководитель школьного хора "Гармония". В 2010-2015 гг. обучался на историческом факультете МГУ. В период обучения являлся главой культурно-массового отдела Студенческого совета исторического факультета. Дирижер студенческого хора исторического факультета "Гармония". С 2013 года работает в школе, выпускником которой является. Учитель первой аттестационной категории (ноябрь 2016 г.), победитель муниципального этапа конкурса Профессионального мастерства "Педагог года" в номинации "Учитель года" (декабрь 2016). Лауреат регионального конкурса "Учитель года Подмосковья 2017г.". Лучший учитель городского округа Химки (Сентябрь 2017г.). Победитель областного конкурса «Педагог года Подмосковья – 2017» в номинации "Учитель года Подмосковья – 2017".

Мария Исааковна Голубева

Кандидат исторических наук, доцент. Профессиональное образование получила на историческом факультете МГУ. Работает на кафедре истории России XX-XXI веков. Специалист по истории советского государственного строительства и права, истории первой волны эмиграции. Автор ряда научных публикаций по данным проблемам. Ежегодно входит в состав предметной комиссии по истории на вступительных испытаниях, постоянный член жюри олимпиады школьников "Ломоносов", в том числе в должности заместителя председателя жюри (2017). На подготовительных курсах работает с 2014 года.

"Для меня основа тяжелого абитуриентского труда сводится к триаде "понять – выучить – осмыслить". Это касается абсолютно всех тем, но особую сложность для большинства учащихся представляет история России XX века. Множество фактов, событий и лиц, неоднозначность процессов и явлений вызывают трудности познания этого важнейшего периода отечественной истории. Мне поручена задача ввести слушателей в курс изучения новейшей истории нашей страны, определить основные проблемы, анализ которых поможет подобрать ключ к триаде "понять – выучить - осмыслить". Путь познания всегда основан на преодолении материала, обстоятельств, а, главное, себя. Наградой на этом пути становится возможность продолжать учиться. Желаю всем слушателям подготовительных курсов сил, терпения и удачи!

Кирилл Владимирович Берегела

Научный сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования исторического факультета МГУ с 2013 г. Выпускник кафедры истории России XX-XXI вв. (2009) и аспирантуры исторического факультета (2012). Преподаватель Школы юного историка с 2011 г. (курсы по отечественной истории с древнейших времён до новейшего времени, "Русское поле экспериментов - советская культура в 20-80-е гг. XX в." и другие). Сотрудник Приёмной комиссии исторического факультета МГУ в 2012-2014, 2016-2018 гг.

Людмила Павловна Горюшкина

Старший преподаватель кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ. С отличием окончила исторический факультет МГУ, специализируется в области истории русской культуры. Сотрудник Соловецкого морского музея с 2007 г. Преподаватель Школы юного историка. Входит в состав предметной комиссии по истории на вступительных испытаниях в МГУ.

Преподаватели по истории искусства

Александра Петровна Салиенко

Кандидат искусствоведения, доцент. Специалист в области русского искусства ХХ века. Профессиональное образование получила в МГУ на кафедре истории отечественного искусства исторического факультета (1990-96), где работает с 1996 г. Является заместителем заведующего кафедрой. Основная преподаваемая дисциплина "История отечественного искусства ХХ века". Автор ряда публикаций, посвященных изучению русского и советского искусства и литературы 1920-1970-х годов. В 2010-11 гг. принимала участие в организации Олимпиады "Ломоносов" в должности заместителя председателя жюри. Каждый год принимает участие в работе приемной комиссии исторического факультета по истории искусства в качестве экзаменатора. С 2002 года работает на подготовительных курсах исторического факультета

Преподаватель русского языка

Елена Николаевна Скрипка

Окончила с отличием факультет русского языка и литературы МГПИ имени В.И.Ленина. Стаж педагогической работы – более 30 лет: 17 лет – учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка № 1233 города Москвы и в "Классической гимназии" при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина (нынешнее место работы). Имеет звание "Отличник народного просвещения»". Преподаватель высшей категории с 1995 года. Автор учебных пособий, в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ, изданных общим тиражом более 300 000 экз.

"Курс русского языка для одиннадцатиклассников" рассчитан на один учебный год (8 месяцев, 2 семестра, 32 занятия по 4 академических часа = 128 часов). Каждое занятие состоит из двух частей. Первая половина занятия посвящена работе над сочинением: рассматривается схема экзаменационного сочинения, анализируются тексты, аналогичные экзаменационным. Учащиеся учатся находить проблему, поставленную автором текста, и его позицию по ней, учатся писать комментарий к проблеме и находить аргументы к собственной позиции по проблеме. Параллельно с работой по содержанию сочинения идёт работа и по оформлению текста экзаменационной работы: выполняются упражнения по орфографии и пунктуации, а также по нахождению логических, грамматических и речевых ошибок.

Вторая часть занятия посвящена изучению тем, необходимых для выполнения 1 части экзаменационной работы. В это время повторяются основные темы курса русского языка, необходимые для сдачи ЕГЭ. Порядок повторения во многом повторяет логику экзаменационной работы: вначале идёт курс фонетики и орфоэпии, затем лексики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики. На занятии выполняется большое количество заданий, аналогичных заданиям на ЕГЭ. Работа проходит по группам. В систему занятий входит обязательное домашнее задание, выполнение которого контролируется еженедельно. В начале и в конце первого семестра, а также в конце второго проходят проверочные работы в формате ЕГЭ.

Преподаватель английского языка

Оксана Александровна Чеботарева

Окончила с отличием кафедру германской филологии филологического факультета МГУ (1997 г.). Стаж педагогической работы – 15 лет. В настоящее время работает учителем английского языка в "Классической гимназии" при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина. Автор пособий по английскому языку для студентов. Огромный опыт работы с детьми. Умеет доступно, в игровой драматургической форме объяснить сложный материал. Член Гэльского шотландского общества.

Курс предназначен для учеников 11 класса и, подобно самому экзамену, разделен на 5 частей: Listening, Reading, Grammar and Vocabulary, Writing, Speaking, по которым отрабатываются два типа заданий – на установление соответствий «В» и с выбором ответа «А». По каждому виду дается необходимый теоретический материал, а также отрабатываются тестовые стратегии, по которым учащиеся на практике выполняют задания ЕГЭ. После этого разбираются фактические и возможные ошибки. Каждое занятие охватывает несколько разделов, которые входят в экзамен. Кроме используемых в ЕГЭ четырех разделов, отрабатываются возможные варианты задания С3-С4 Speaking. Для этого сначала ведется диалог с преподавателем, а затем студенты высказываются на заданную тему. Отрабатываются диалоговые модели, фразы для выражения собственного мнения, сравнения и сопоставления. Хочется подчеркнуть: задачи курса не исчерпываются формированием навыков, необходимых для сдачи ЕГЭ. Они включают углубление теоретических знаний по грамматике, словообразованию и синтаксису английского языка, которые позволят успешно выполнить задания экзамена. Задания ЕГЭ по грамматике, словообразованию и лексике (B4-B16 и A22- A28) предваряются специальными упражнениями по соответствующим разделам.

Значительную часть курса составляет лексический и грамматический материал на базе известного учебника издательства Macmillan (Exam Skills for Russia – Грамматика и лексика) и недавно вышедшего в печать пособия Exam Success издательства Cambridge Univ. Press. На каждом занятии по указанным пособиям дается обширное домашнее задание, а затем – в аудитории – разбираются сложные упражнения. Наибольшее внимание уделяется словообразовательным моделям и грамматическим темам, которые доминируют в заданиях экзамена. В разделе по чтению упор делается на сложные 2-е и 3-е задания. В ходе выполнения этого задания требуется заполнить пропуски (В3), поэтому важно хорошо разбираться в типах относительных придаточных предложений. Мы не только выполняем упражнения, но и подробно разбираем, какие придаточные предложения возможны в местах пропусков. Для более эффективной тренировки третьего задания – А15-21 читаются тексты, обсуждаются образные выражения, вопросы задания и выбор правильного ответа. Письменные задания С1 и С2, как правило, задаются на дом. Но в классе предварительно обсуждаются структура письма и сочинения, возможные аргументы «за» и «против» для задания С2, даются полезные фразы. Это позволяет сформировать и отработать, с одной стороны, правильные навыки письма, с другой – снять страх учащихся перед этим видом деятельности.

Большое внимание уделяется разбору ошибок в лексике, грамматике и структуре готовых сочинений – для этого выполняется множество упражнений. В конце каждого семестра мы проводим полноценный ЕГЭ с подсчетом баллов. Такой же экзамен проводится в начале осеннего семестра – это позволяет отследить прогресс конкретного учащегося. В ходе подготовки, кроме того, читаются и обсуждаются статьи по истории Англии в формате заданий ЕГЭ (А15-А22) – с учетом, что многие абитуриенты поступают на исторический факультет. Изученная лексика, безусловно, пригодится им в дальнейшем, а почерпнутая информация будет полезна и на экзамене по истории.