Новости дополнительного образования
9 апреля 2022 года на историческом факультета МГУ состоялась традиционная Полевая отчетная сессия кафедры этнологии, в ходе которой были представлены доклады студентов, основанные на собственных полевых экспедиционных исследованиях в 2021-2022 учебном году. Заседание прошло в смешанном очно-дистанционном формате.
Работу сессии открыли заведующая кафедрой этнологии, д.и.н. О.Е. Казьмина и заместитель заведующего кафедрой, к.и.н., доцент М.Н. Бахматова.
О.Е. Казьмина отметила важность поддержания традиций ведения полевых исследований преподавателями и студентами кафедры этнологии, ибо только в сочетании теоретического изучения этнологической/антропологической проблематики с освоением метода полевой этнографической работы возможно формирование специалиста-этнолога и антрополога. Именно такого принципа всегда придерживалась кафедра этнологии исторического факультета.
М.Н. Бахматова предложила посвятить заседание Полевой отчетной сессии 2022 года памяти вдохновителя и неизменного руководителя этого ежегодного мероприятия д.и.н., Заслуженный профессор Московского университета Л.Б. Заседателевой. Это предложение было с энтузиазмом поддержано всеми присутствующими, которые, пользуясь случаем, поделились своими личными воспоминаниями о замечательном педагоге и выдающемся ученом, которая на протяжение десятилетий была знаковой фигурой кафедры, воплощением непрерывности научных и педагогических традиций.
На сессии свои доклады представили 6 студентов кафедры этнологии. Выступление магистранта 1 курса Т.Р. ХуснутдиноваТатароязычная литература школьных библиотек – как основа татарского национального образования" был посвящен проблемам образования на татарском языке в школах республики Татарстан. Автор исследовал распространение наличие в школах татарской учебной литературы и описал факторы, влияющие на сокращение татароязычного образования в республике.
Доклад магистранта 2 курса П.А. Буробиной "Одежда и атрибутика в обрядах русских неоязычников" описывал проблемы выбора одежды, в которой члены одной из неоязыческих общин Ленинградской области участвуют в ритуалах. Докладчица пришла к выводу, что наряду с льняной одеждой, сделанной в традиционном русском стиле, на обрядах присутствует значительное количество людей в "камуфляжной одежде". Выступающая связало эту особенность с иерархической структурой общины и вовлеченность в обрядовые практики. Исследование основывалось на многолетнем (в 2020-2022 годах) наблюдении обрядов.
В сообщении студенки IV курса бакалавриата А.А. Мартыновой "Опыт «этнографии этнографии»: о вепсских полевых исследованиях В.В. Пименова и взаимовлиянии этнографа и поля" затрагивалась проблема этнографического изучения этнографического исследования. А.А. Мартынова работала в архиве Карельского Научного Центра РАН, исследуя полевые материалы В.В. Пименова, заведующего кафедры этнологии (1986-2006). Параллельно ей была проведена серия интервью с сотрудниками, работавшими вместе с ученым. Были сделаны выводы и диалоге исследователя и информантов и о его влиянии на публикации по результатам полевых исследований.
Студентка IV курса бакалавриатаЗ.Ю. Шувалова представила доклад "Свадьба в современном Узбекистане: экономический versus социальный капитал". Он был основал на полевой работе в Узбекистане под руководством к.и.н., доцента /departments/4011/people/teachers/13162/">Е.И. Лариной. Докладчица рассмотрела противоборство законов, ограничивающих количество людей на торжествах, с мнением общины (махалля). Она указала на формы обхода действия этих законов.
Выступление студентки V курса бакалавриата Т.А. Яшиной "Полевая работа как неотъемлемый аспект бакалаврской работы" основывался на включенном наблюдении в русскоязычном детском саду в США летом 2021 года. Автор описала свой опыт "вхождения" в поле, а также поделилась рефлексией о проникновении в сообщество и взаимодействии с родителями. Она рассмотрела влияние практик питания на идентичность родителей и детей в этих учреждениях.
В докладе студентки V курса бакалавриата В.С. Мишиной "Современные городские исследования: проблемы поля" описывался опыт использование этнографического/антропологического исследования в рамках проектной работы архитекторов-урбанистов во время школы в одном из городов Ленинградской области. Автор отметила интерес к антропологическим методам исследования со стороны организаторов и членов жюри школы. Однако указала, что "антропологический подход" к преобразованию пространства не встречает понимания среди городской администрации.
Полевая отчетная сессия кафедры этнологии завершилась дискуссией об актуальных направлениях развития этнологии, о перспективах дальнейших полевых исследований и о планах кафедры на будущее.
дополнительного образования
Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ