Новости дополнительного образования

16.05.2019 И.Е.Андронов принял участие в подготовке выставки "Библия Гутенберга: начало нового времени".

И.Е.Андронов принял участие в подготовке выставки "Библия Гутенберга: начало нового времени".

Д.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ И.Е.Андронов - специалист по эпохе Реформации и вопросам межконфессональной полемики Нового времени - в качестве научного консультанта принял участие в подготовке выставки "Библия Гутенберга: начало нового времени", которая открылась в Ивановском зале Российской государственной библиотеки. Руководитель этого значимого проекта - выпускница исторического факультета МГУ, а ныне - заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности РГБ, к.иск. Н.Ю.Самойленко.


Выставка посвящена первым двум столетиям истории печатной книги и рассказывает о технологическом прорыве, который повлек за собой глубокие перемены в духовной жизни европейцев. На ней представлена динамика распространения печатного искусства, его уровень в различных регионах Европы XV-XVII столетий, развитие технологий, связанных с книгопечатанием. Однако ее организаторы стремились не только показать лучшие образцы первых изданий, но и продемонстрировать как печатное слово активизировало общественные дискуссии по самым актуальным вопросам.

В центре масштабной экспозиции - 42-строчная Библия Иоганна Гутенберга, которая была изготовлена в Майнце около 1455 года. Она соединила в себе черты печатной и рукописной книги. Представленный на выставке экземпляр - единственная в России из 4 сохранившихся в мире пергаменных книг. Стараясь приблизиться к рукописной практике, Гутенберг варьировал рисунок одной и той же буквы. В итоге шрифт для Библии состоял примерно из 300 различных знаков вместо обычных 60–70. Для её изготовления Гутенберг использовал набор с подвижными литерами, специальный сплав для отлива литер, изобрёл особую краску, ложащуюся на металл.


С 16 апреля электронная версия Библии Иоганна Гутенберга доступна на портале Национальной электронной библиотеке (НЭБ). Все желающие теперь не только могут "полистать" этот всемирно известный книжный памятник, но и скачать его на компьютер или мобильное устройство: 1 том, 2 том.

Экспозиция в РГБ даёт возможность не только увидеть один из самых ценных в мире экземпляр Библии Гутенберга, но и понять его значение в историческом контексте эпохи. На выставке также представлены инкунабулы и палеотипы - работы последователей и конкурентов Гутенберга, его собственные "пробы пера", уникальные гравюры Альбрехта Дюрера и другие артефакты. Сведения о 10 самых ярких книг, вошедших в экспозицию, вы можете почерпнуть из специальной публикации на сайте РГБ.


В пространстве выставки работают мультимедийные экраны, позволяющие рассмотреть уникальные издания в мельчайших подробностях, и гид с дополненной реальностью на основе приложения для смартфонов "Artefact".


Наведя камеру смартфона с установленным приложением на один из 19 экспонатов выставки, отмеченных специальным стикером AR (augmented reality - дополненная реальность), посетители могут познакомиться с дополнительными сведениями об артефакте или его фрагменте. Вы можете прямо сейчас посмотреть как это работает, перейдя в каталог выставки на сайте проекта "Artefact". Нажмите на любой из представленных там экспонатов, а затем найдите на его изображении кружок с белым контуром и кликните по нему. Дополнительные сведения появятся во всплывающем окне.

Для подготовки выставки была проделана большая научно-исследовательская работа, в которой приняли активное участие представители разных специальностей, внесшие вклад в формирование концепции экспозиции и наполнение ее тематических разделов, каждый из которых по-своему раскрывает роль книгопечатания, выводит разговор о нем за пределы чисто технических особенностей и разработок. Например, вполне можно утверждать, что новые книжные технологии играли важную роль в распространении научных знаний уже с середины XVI века. При этом, если циркуляция идей способствовала появлению и развитию книгопечатания, то последнее, в свою очередь, стимулировало распространение грамотности, делало информацию более доступной и способствовало вовлечению в общеевропейские дискуссии представителей различных слоев населения.


В этой связи особого внимания заслуживает раздел с экспонатами, посвящёнными эпохе Реформации. Оживление межконфессиональной полемики, возникшей в европейской культуре после выступления первых лидеров религиозного протеста во главе с Мартином Лютером, стало одним из важнейших показателей эффективности печатного слова. Их деятельность с самого начала сопровождалось обилием выпускаемой печатной продукции.


Огромен был резонанс от лютеровских переводов самой Библии. Иоганн Кохлеус, один из самых ожесточенных противников Лютера, возмущаясь, писал: "Удивительно быстро Новый Завет Лютера размножен печатниками, так что даже сапожники, женщины и любой дилетант, успевший выучить хотя бы половину немецких букв, усердно изучает его в поисках истины..." Противоборствующая сторона - Римская католическая церковь - также стремилась не уступать. Благодаря этому появлялись новые типографии, делались большие инвестиции в печатное дело.

Полемика между протестантами и католиками по вопросам церковной истории представлена на выставке всеми видами печатной продукции Реформации и Контрреформации: от памфлетов, печатных писем и трактатов Лютера до колоссальных церковно-исторических сочинений XVI-XVII веков.


Прекрасным примером умонастроений времен Реформации служит книга "Деяния Христа и Антихриста" Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона и Лукаса Кранаха Старшего. Изданная в 1521 году, она представляет собой 26 попарно объединенных гравюр, снабженных текстом. На каждом развороте слева изображена сцена из жизни Христа, а справа - из жизни Папы Римского. Несмотря на статус наместника Христа, Папа предстает падшим грешником, слугой антихриста. Остроумной рифмой к "Изгнанию торгующих из храма" становится сцена продажи индульгенций Папой, погрязшим в роскоши и богатстве (этот разворот вы видите на изображении выше и можете рассмотреть в подробностях с помощью виртуального каталога на сайте проекта "Artefact"). Образность и выразительность делали эту, во многом пропагандистскую книгу, доступной для понимания даже неграмотному человеку.

Выставка будет работать в Ивановском зале Российской государственной библиотеки до 16 июня 2019 года. Ее организаторы периодически проводят кураторские экскурсии и встречи-дискуссии по тематикам, отраженным в экспозиции. С их расписанием можно познакомиться на сайте РГБ или на странице библиотеки в сервисе TimePad.

Поскольку инкунабулы крайне чувствительны к условиям внешней среды, особенно влажности и освещения, выставка длится только два месяца. По ее окончании многие экземпляры надолго вернутся в хранилище и станут недоступны широкой публике.