Василий Николаевич Истратов представляет Артёма Владимировича Носова слушателям курса «Россия перед лицом внутренних вызовов и внешних угроз: с древнейших времён до XX века»
Новости дополнительного образования



20 февраля 2025 года к.и.н., ст. преподаватель кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ А.В. Носов выступил перед слушателями цикла "Россия перед лицом внутренних вызовов и внешних угроз: с древнейших времён до XX века" с лекцией "Как проходила духовная колонизация Руси?", прошедшей в рамках участия МГУ в проекте Правительства Москвы "Московское долголетие".
В лекции был прослежен путь восточных славян к принятию христианства от первых до крещения Руси. Именно при князе Владимире переход к христианству становится государственной задачей. Она была обусловлена не только духовными и культурными, но и политическими причинами, а именно необходимостью в укреплении княжеской власти и в усилении связей с Византией и другими христианскими странами.
Однако внешняя демонстрация перехода в монотеистическую религию еще не означала массовой христианизации Руси и воцерковления всего населения. Если в XI в. основная часть населения крупных городов действительно могла называть себя христианской, то отдаленные селения не оставляли языческих верований и в XIII в.





Батыево нашествие и установление ордынской зависимости привели к переосмыслению отношений человека с Богом, что нашло свое выражение в окончательном утверждении христианства к концу XIII в. Ключевую роль в укреплении христианизации в XIV – XV вв. сыграли монастыри, основанные преподобным Сергием Радонежским и его многочисленными учениками и подражателями.
Оставшиеся суеверные люди и язычники (финно-угорского происхождения) рассредоточилось по бескрайним просторам Русского Севера. Они систематически сталкивались с иноками-отшельниками, которые были призваны к духовной борьбе с демонами и, воспринимая язычников бесопоклонниками, нередко специально селились недалеко от них. Со временем язычники принимали крещение, отшельники возводили церкви и монастыри, а необращенные противники христианства удалялись все дальше на север. В первой половине XVI в. последние крупные очаги язычества исчезли благодаря миссии иеромонаха Илии, Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Это закономерно совпало с процессом оформления единого Русского государства.
дополнительного образования
Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ




